ПРИВЕТ ИЗ ЗОНЫ



Нередко говорят, что при совершении сделок с недвижимостью попадают в неприятные ситуации чаще всего либо пожилые, либо пьющие люди. Мол, они являются легкой добычей мошенников. Но, как показывает практика, не всегда бывает так. В лапах квартирных аферистов может оказаться и вполне грамотный человек.
Ирина Скворцова как раз была из таких – молодая, энергичная и грамотная. Когда нужно было решить жилищную проблему родителей, то она за дело взялась сама. Поштудировала интернет, поконсультировалась на фирмах и поехала в город, где жили родители. Их квартиру она продала без особых проблем. Тем более, что денежный вопрос не стоял – ее отец настоял на безналичных, которые перевел в тот город, где жила его дочь и где он сам намеревался приобрести жилье. 
Но если продать квартиру оказалось не так и сложно, то с покупкой дело застопорилось. Родители хотели, чтобы непременно было 2 комнаты, пусть крохотные, но две. Но Ирина так ничего подходящего в газетных объявлениях по своим деньгам не нашла. Все «двушки» в их городе были гораздо дороже. И тогда она пошла за помощью в риэлторскую компанию. Выбрала крупную, которая была у всех на слуху. Там ее сухо выслушали и сказали, что в их бюджет вписаться очень сложно, но…если вы заключите с нами договор, то мы вам обязательно что-то подыщем. Ирина обещала подумать, и пошла в другую компанию. Но и там сцена повторилась. И хотя договор ее ни к чему особо не обязывал, но подписывать она его с риэлторами все же не спешила. А почему, объяснить не могла, что-то мешало и не пускало. Она им всем оставила координаты, сказав, что если будет подходящий вариант, то она его с удовольствием рассмотрит.
 
На ловца и…
Но за две недели ожидания звонков так ни от кого и не поступило. И вот однажды вечером, бредя с работы, Ирина увидела красочное название незнакомой риэлторской компании – «МАНГО - недвижимость». Она вспомнила, что встречала это название в рекламе, но в малоизвестные компании ей обращаться не советовали, поэтому она и пропускала даже их сверхкрасочную рекламу. Однако, постояв против дверей офиса, Ирина подумала немного и все же решила войти внутрь. На удачу!
Встретила ее миловидная девушка. Когда узнала цель визита, то сразу же позвонила куда-то. И через минуту к ней вышла дама средних лет в строгом костюме. Она пригласила Ирину в переговорную и попросила изложить суть проблемы. Ирина как-то прониклась к этой женщине и все ей рассказала, поведала и о тех мытарствах, которые пришлось пережить при поиске квартиры для родителей. Алла Сергеевна, так звали агента компании, внимательно выслушала Ирину, а потом проговорила, что она готова ей помочь.
- А договор нужно заключать? – невольно вырвалось у Ирины.
- Это как вы захотите, - и агентша опять мило улыбнулась.
- Значит, вы готовы работать без договора? – недоверчиво посмотрев на женщину, проговорила Ирина.
- А почему нет, - пожала плечами Алла Сергеевна, - компания мы молодая, поэтому, как говорится, выбирать не приходится. Готовы работать и на ваших условиях. А потом, что мы теряем…
- Вот именно, - подхватила Ирина, - я им, то есть агентам фирм, то же самое говорила, но они без договора никак не хотели браться за подбор квартиры. Сказали, чтоб я искала сама. 
- А давайте мы с вами так и сделаем, - проговорила Алла Сергеевна, - и вы сами будете искать, и я параллельно. Так надежнее и быстрее. Вы будете смотреть объявления на стендах и остановках, а я буду штудировать газеты и базы данных.
На том они и расстались. Довольная Ирина впервые за несколько последних дней уснула спокойно и безмятежно.
 
Альянс дал результаты
За следующие две недели их сотрудничества Ирина и Алла Сергеевна посмотрели несколько квартир. Но дальнейшая работа по ним как-то не складывалась: то этаж был высокий, то хозяева через агента или сами агенты просили цену выше, нежели была заявлена в рекламе, то собственники квартир не вызывали доверия. А рисковать обе не хотели. Агент репутацией компании, а клиентка деньгами. После очередного такого просмотра Ирина опять поникла. Они сухо распрощались и несколько дней не общались даже по телефону. Но однажды рано утром Алла Сергеевна позвонила и бодрым голосом проговорила, что она, кажется, нашла то, что нужно. Главное, что район был тот же, где жила Ирина. Агентша продиктовала адрес и предложила сразу же сходить и посмотреть квартиру. Ирина быстро оделась и направилась по указанному адресу. Улица была недалеко от ее дома, район знакомый, поэтому она пошла пешком, дворами. Встретила ее потрепанная и не очень опрятно одетая женщина, которая еще, видимо, не проснулась окончательно. Она вяло пригласила войти и, махнув рукой по направлению комнаты, сама пошла в ванную умываться. Ирина робко вошла в комнату. Она была почти без мебели. В углу стоял замызганный диван, а недалеко от него был брошен матрац, на котором посапывал мужчина.
- Проходите, не обращайте внимания. Это брат Виктора. Приехал только ночью, вот и спит пока, - скороговоркой проговорила хозяйка квартиры.
- А можно я приду часа через 2 с агентом, чтоб обо всем договориться, - робко спросила Ирина. Перед этой могучей и властной женщиной она немного терялась.
- Агента-а-а, - нараспев проговорила та. – А зачем нам агенты? Это же кровососы, зачем вам терять лишние деньги? Не люблю я их, давайте лучше без агентов. Тем более, что желающие найдутся…
- Но она хорошая, - робко проговорила Ирина. – Да и фирма у них небольшая, только открылась, поэтому раздражать, думаю, вас не будет.
- Ну, если так, то приводите, посмотрим! – как-то рассеянно проговорила хозяйка, провожая Ирину.
А та, только вышла из квартиры, так сразу же позвонила в компанию и сказала, что квартира ей понравилась, только вот хозяева…. 
- Разберемся, - быстро бросила Алла Сергеевна, а потом сказала, чтоб она шла домой, брала денег на аванс и приезжала к ним заключать договор.
- Зачем же договор? – невольно вырвалось у Ирины.
- Как зачем? - на том конце провода слышно было возмущение. – А что я скажу хозяину квартиры? Здравствуйте, я ваша тетя. А так я покажу договор и буду вас официально представлять.
- Хорошо-хорошо, - быстро проговорила Ирина. – Тогда я побежала…
 
На усмотрение клиента 
Когда Ирина и агент пришли через некоторое время в продаваемую квартиру, то все было чисто прибрано. За столом сидел побритый и причесанный мужчина. Хозяйка хлопотала на кухне. Алла Сергеевна посмотрела документы, а потом  спросила, почему продает брат, а не сам хозяин.
- Не брат, а я продаю. Он только помогает, – проговорила быстро женщина. – Виктор – это мой гражданский муж. Он сейчас в колонии. Почти не за что, подставили…Знаете, как это бывает, - и женщина всхлипнула. Потом, вытерев глаза платком, продолжала. – А денег, чтобы откупиться у нас не оказалось, вот и пошел мой Витя по этапу на …3 года. Срок идет к концу, можно по досрочке выйти, но опять же нужно кое-кого подмазать. Вот он и попросил меня продать квартиру, чтоб заплатить и выйти пораньше.
- А потом он куда? – задала резонный вопрос агент.
- Как куда? – не поняла женщина. – Либо квартиру в пригороде купим, либо к брату на село поедем и дом справим. Не все же деньги мы отдадим за досрочное освобождение. 
Ирина и агент, пообещав подумать до вечера, вышли из квартиры. Шли и молчали. 
- Мне квартира нравится, - наконец нарушила молчание Ирина. – Первый этаж – удобно будет родителям выходить на улицу, и по цене укладываемся. Даже на переезд останется.
- Все это так, - размышляла Алла Сергеевна. – Только по доверенности как-то опасно, не люблю я по доверенности. Да и шеф, думаю, будет не в восторге. Хотя я спрошу. Идемте на фирму, время – деньги.
Директор компании в принципе был не против, только сказал, что аванс будем им давать под залог документов. Значит, вы должны их со всеми бумагами сюда привезти. Брат хозяина, когда узнал о таком раскладе, то только пожал плечами, давая понять, что ему все равно, а вот женщина, доверенное лицо собственника, начала упрямиться. Она не хотела сдавать документы под такой маленький аванс, запросила 100 тысяч рублей. Ирине было все равно. Ей сказали, что аванс входит в стоимость квартиры, поэтому она могла бы отдать и 200 тысяч. А вот агент призадумалась. Она подошла к форточке и, попросив разрешения закурить, щелкнула зажигалкой. 
Некоторое время все молчали. И тишина была какая-то гнетущая.
- Тогда на сделку выходим без промедления, - наконец нарушила молчание агент компании. 
- Да нам-то все равно, как скажите, - проговорила женщина, облегченно вздохнув. – Как дадите аванс, так я сразу и пойду собирать документы.
 
Нате вам с кисточкой…
Директор фирмы не спеша рассматривал бумаги, принесенные хозяевами квартиры. Свидетельство о собственности он отложил в сторону и принялся очень внимательно рассматривать доверенность. Но придраться было не к чему: печать четкая, подпись разборчивая. Затем, сняв копии с документов, он доверенность вернул женщине-продавцу, а документ о собственности положил в сейф. А как только все вышли из комнаты, директор набрал нужный номер и спросил, есть у них в области такая-то колония и кто ей руководит? Потом сверив полученные по телефону данные с теми, что были в доверенности, довольно ухмыльнулся, щелкнул пальцами и бросил копию тоже в сейф, поверх свидетельства о приватизации.
Вскоре Ирина перевезла в новую квартиру своих родителей. Замки они спешить менять не стали. Чего спешить, родители пенсионеры, дома всегда кто-то есть. И вот однажды, когда Ирина была на работе, дверь открылась, и в квартиру вошел худощавый коренастый мужчина. Когда он встретился на кухне с матерью Ирины, то обеих просто оторопь взяла. Мужчина только рот открыл, а старушка закричала. На крик из комнаты выбежал еще довольно крепкий старичок, и они были готовы с кулаками наброситься на пришедшего. Но тот, узнав, что его квартира уже не его, тяжело опустился на табурет и попросил воды.  
Родители быстро вызвали дочь с работы. Когда приехала Ирина и поняла, что перед ней сидит бывший хозяин квартиры, который, как он говорит, и не думал ее продавать, то она сразу же позвонила Алле Сергеевне. Та чертыхнулась в трубку, но потом сказала, чтоб приезжали на фирму разбираться. И добавила, чтоб тот бывший хозяин пусть все документы привезет с собой.
Когда бывший зэк Виктор и Ирина приехали в компанию, то там их уже с нетерпением ждали. Директор сразу взял быка за рога.
- Послушайте, уважаемый, на каком основании вы, продав свою квартиру, снова в нее врываетесь, - начал он наступать грозно.
- Ты меня на арапа не бери, - бросил в ответ Виктор и нахохлился. – Ничего я продавать не собирался, хотя Нюська меня и уговаривала. Давай, мол, купим домик в деревне, а то платить за квартиру нечем, не ровен час нас выселят…
- Так, значит, вы продавать не собирались, а ваша сожительница квартиру с вашего согласия продала, - не унимался директор.
- Да не давал я никакого согласия, - пошел в наступление мужчина.
- То есть, как не давали? Вот копия доверенности, - он открыл сейф и подал мужчине лист бумаги. – Оригинал есть в регпалате. Суд затребует и все, крыть-то вам будет нечем. От такого поворота событий мужчина на минуту даже растерялся.
- Ага, вот она, - воскликнул вскоре Виктор.
- Что «вот она», - коротко бросил директор, и все переглянулись.
- Номер колонии на доверенности не тот. Я-то сидел в другой, а эта была рядом, маленькая и зачуханная такая…
Тут наступило время удивиться все другим присутствовавшим в кабинете. А когда директор, взяв справку об освобождении и сверив номера исправительных учреждений на ней и на доверенности, то только за голову схватился. В комнате воцарилась гнетущая, не предвещающая ничего хорошего, тишина…
    Вениамин ВЫЛЕГЖАНИН
Комментарий………………………………………………….
Ольга Андреева, юрист агентства недвижимости «ТРИУМФАЛЬНАЯ АРКА»: 
- Согласно пункту 2 статьи 185.1  Гражданского Кодекса РФ к нотариально удостоверенным доверенностям приравниваются, в частности, доверенности лиц, находящихся в местах лишения свободы, удостоверенные начальником соответствующего места лишения свободы.
Зачастую такие доверенности бывают неправильно оформлены (не указаны необходимые реквизиты, отсутствует удостоверительная надпись, содержание доверенности не позволяет установить, что же в действительности имеется в виду). 
Также встречаются случаи подделки подобных доверенностей. В данной ситуации сделка, совершенная по поддельной доверенности, скорее всего будет признана судом   ничтожной, со всеми вытекающими отсюда последствиями.
 Как следует из истории, директор компании просто убедился в том, что  колония, указанная в доверенности существует в данной области.  Но в данной ситуации этого было  категорически не достаточно. Необходимо было позвонить начальнику данного места лишения свободы назвать номер реестра доверенности, дату совершения доверенности и фамилию доверителя.  Тогда бы Ирина и ее родители не оказались жертвами мошенников. 
Более того, на момент сделки «альтернативная квартира» для продавца одновременно не приобреталась, вопрос с постановкой  его на регистрационный учет по новому месту жительства по прибытии из мест лишения свободы  так же решен не был.  И уже одно это должно было насторожить как агента, так и клиента.
Видно, что квартира проверялась «в попыхах», что в общем-то не допустимо. И здесь не должна с себя снимать вины Ирина. Из рассказа видно, что женщина она грамотная, могла бы поинтересоваться хотя бы тем, куда мужчина будет поставлен на регистрационный учет и  где он собирается жить после освобождения.
И самое важное – всегда с осторожностью относитесь к доверенностям.  Необходимо  тщательно  ее проверять не только на предмет того, выдавалась она или нет, но и не отменена  ли доверенность на момент совершения сделки.  К квартирам, которые продаются по доверенности, нужно подходить тщательнейшим образом. Да и компанию для проведения сделки все же нужно выбирать такую, которая работает на рынке уже не один год. Как говорится, с хорошей репутацией.

Количество показов: