Вениамин Голубицкий

БЕСЕДОВАЛ Андрей АЛЕКСЕЕВ

Вениамин Голубицкий рассказал ДН о том, зачем «КОРТРОС» стал «продавать» принципиально новую идеологию и образ жизни. Сегодня девелопмент — ​не только и не столько качество и скорость строительства жилья… В условиях современного рынка девелопер не может ограничиваться даже идеальным предложением. Нынешнему покупателю уже нужны не просто стены, а полноценная, комфортная, социальная среда… Как раз ее формированием 15 лет занимается группа компаний (ГК)«КОРТРОС». Задача непростая, но важная.

Российский бизнес еще не слишком увлечен идеей социальности и общественной роли. Широкое понятие взаимодействия компании и общества сужено до понятия «социальной ответственности», как строчки в корпоративном отчете. Тогда как долгосрочные социальные проекты позволяют компаниям создавать собственное пространство ценностей, — ​уверен президент ГК «КОРТРОС» Вениамин Голубицкий. О том, что это может дать девелоперу, — ​он рассказал в интервью ДН.

Вениамин Максович, начнем с животрепещущего — ​в условиях режима самоизоляции спрос на недвижимость в России существенно снизился. Хватило ли вам «запаса прочности» этой весной?

Хватило! И в целом у отрасли, я считаю, его оказалось достаточно. Государство своевременно ввело меры поддержки для девелоперов. Все простои в работе перешли лишь в большой отложенный спрос. Мы в свою очередь максимально наладили онлайн-общение с клиентом. Первое, что мы сделали — ​отладили механизм продаж онлайн. Сегодня это требования повседневности, и в «Академическом» у нас уже давно ряд сделок проходил именно в дистанционном формате. Также мы наладили трансляцию со всех строек. Клиент мог в любой момент связаться с менеджером, запросить показ всей жилой площади, вид из окон и т. д. Покупатель при оформлении сделки онлайн никаких рисков не несет, система давно отработана. Мы регулярно проводили прямые эфиры с руководителями наших проектов, которые подробно рассказывали о том, как и что происходит на объекте. Как только было дано разрешение запустить стройки — ​мы тотчас же это сделали и уже полностью вошли в график. Со 2 июня также открылись московские офисы продаж ГК «КОРТРОС». В своих офисах мы обеспечиваем соблюдение всех предписаний Роспотребнадзора, направленных на недопущение распространения коронавирусной инфекции. Это и дистанция между посетителем офиса и менеджером, и наличие средств индивидуальной защиты, и антисептики, и соответствующая уборка помещений.

И на этом фоне вы практически единственный в отрасли, кто говорит еще и о социальной ответственности бизнеса… А что это значит для вас? И что это может дать застройщикам?

Социальная ответственность бизнеса — ​это участие бизнеса в решении социально значимых задач. За рубежом крупные компании выделяют значительные средства на развитие науки, культуры, здравоохранения и т.д., причем делают это не ради повышения узнаваемости бренда. Здесь присутствует гораздо более глубокая цель, чем просто наклеить логотип компании на баннер. Таким образом удается добиться того, чтобы целевая аудитория поддержала какую-то социально значимую идею и стала ее продвигать в общество. Мы создали премию «Headliner года», которая уже третий год помогает формировать сообщество амбициозных лидеров, которые совместными усилиями уже сегодня меняют наше общество к лучшему. В России подобный формат только зарождается, но в скором времени, я полагаю, такие мероприятия станут своего рода негласной обязательной нормой и для девелоперов. Невозможно постоянно конкурировать качеством и ценой. Покупатель становится искушеннее, а проекты на рынке — ​качественнее.

Весна выдалась сложной для российского бизнеса из-за пандемии коронавируса. Однако стоит отметить, что в такой непростой период многие компании не остались в стороне и помогли по мере своих возможностей — ​это тоже та самая социальная ответственность. ГК «КОРТРОС» закупила аппараты ИВЛ для Екатеринбурга и Перми.

Еще одну акцию в поддержку врачей, работающих с коронавирусом, провели жители района «Академический» в Екатеринбургe. В назначенное время сотни человек вышли на балконы и зааплодировали врачам, ежедневно сражающимся с болезнью.

Ваш «Академический» действительно знаковый проект, который наиболее ярко демонстрирует социально ответственный подход «КОРТРОСа» к бизнесу. Зачем вам потребовалось «продавать» принципиально новую идеологию и образ жизни?

ГК «КОРТРОС» стала первопроходцем в деле комплексного освоения территорий (КОТ) в России. Район «Академический» в Екатеринбурге — ​это визитная карточка нашей компании. Мы хотели создать принципиально новую среду с нуля и уже на стадии проектирования продумывали все необходимые для этого элементы инфраструктуры. Долгое время по всей России строились так называемые «спальные» районы, а мы хотели создать место, где человек будет жить: работать, гулять, отдыхать, проводить время с семьей, праздновать важные события, встречаться с друзьями, учиться, жениться. Собрать такое количество социальных функций первой необходимости, сделать все это удобным и комфортным для жителей непросто и возможно только на достаточно обширной территории при поддержке жителей. Именно здесь мы стали работать над созданием благоприятной атмосферы района, формируя активное сообщество жителей. У нас было понимание того, что мы хотим видеть в итоге. Сейчас мы продолжаем работать, собирая обратную связь и пожелания жителей. Несмотря на то что район «Академический» продолжает застраиваться, результат налицо. В 2023 году «Академический» станет самостоятельной административной единицей Екатеринбурга — ​это говорит о том, что наш путь в этом месте удался. Продуманные еще на стадии проектирования функции стали толчком для развития территории.

Как в дальнейшем масштабировали эту историю по стране? И к слову, а почему вы в отличие от большинства остальных девелоперов по-прежнему не боитесь идти в регионы?

Принципы комплексного освоения территорий мы берем за основу при реализации всех наших проектов. Мы ставим для себя задачу создания комфортной доброжелательной среды, а это возможно только при определенном объеме проекта и насыщении его необходимыми функциями. Выйдя на столичный рынок, мы пошли по пути создания новых точек социальной активности. Каждый наш проект мы реализуем для определенной аудитории. Так, например, Headliner, наш флагманский проект в Москве, рассчитан на аудиторию молодых и амбициозных людей. Формирование сообщества таких людей и послужило идеей для создания премии «Headliner года». Сейчас Headliner — ​это многофункциональный бренд, перешагнувший границы столичного рынка. В рамках нашего ЖК «Гулливер» в Перми мы строим дом под этим брендом.

Стройка есть не только в Москве, в регионах людям также нужно где-то жить. Да, в регионах маржинальность ниже, но качественные проекты находят свой платежеспособный спрос.

«КОРТРОС» — ​одна из немногих на рынке компаний, которая берется за проекты КОТ. Почему, на ваш взгляд, «КОТам» так тяжело «протаптывать» себе дорогу на российском рынке жилья? Ведь это, наверное, самая прекрасная возможность создавать комфортную среду и развивать государственно-частное партнерство. Если вам это интересно, то что тогда мешает другим?

Проекты КОТ требуют кропотливой работы на этапе проектирования и значительных затрат. Все приходится создавать с нуля, не каждая компания обладает таким капиталом. Сейчас в России уже разработаны Стандарты комплексного освоения территории, но пока еще не приняты. Пока эти нормы не закреплены, нет четкого понимания, какие обязательства закреплены за государством, какие — ​за застройщиком. Есть шанс, что, когда стандарт будет внедрен повсеместно, государство возьмет на себя часть тех или иных затрат или будет помогать в части оформления документации, что, в свою очередь, позволит девелоперам не беспокоиться и максимально качественно реализовывать свои проекты.

В настоящее время с учетом кризисной ситуации, связанной и с пандемией, и с падением курса рубля, проекты КОТ приобретают еще большую значимость. Именно крупные проекты в кризис поддержат строительный бизнес — ​они несут за собой и дополнительную занятость, и покупку стройматериалов, и налоги. Таким образом, в непростое время поддержка проектов КОТ становится еще более значимой.

Вплоть до 2014 года «КОРТРОС» не работал в столичном регионе. Сегодня, спустя почти шесть лет — ​удовлетворены ли вы результатами московской экспансии?

Мы вышли на рынок Москвы с проектом Headliner. В конце 2019 года первая очередь этого комплекса сдана в эксплуатацию, идет активное строительство второй очереди. Также мы досрочно стартовали со строительством третьей очереди. Сам бренд Headliner стал многофункциональным и вышел не только за границы Москвы, но и за пределы рынка недвижимости.
За эти пять лет в Москве мы построили и сдали три комплекса — ​ЖК «Дом Серебряный бор», ЖК «Люблинский. Дом у сквера», АК «Дом № 128». Сейчас строим ЖК iLove, ЖК Bauman House. Мы планомерно наращиваем портфель своих проектов в столичном регионе.

Расскажите, а как появилась идея сделать Headliner брендом? И почему вы решили выйти с ним за границы своего рынка — ​еще и всероссийскую премию «Headliner года» учредили, которую в феврале вручали уже в третий раз.

Кого, как и за что награждаете?

Мы определили, что наш квартал жилых небоскребов Headliner для амбициозных лидеров, горящих какой-то идеей. Для этого нужно было найти и понять, кто они, эти лидеры. Так, с целью поощрения и продвижения лидеров наиболее вдохновляющих и осмысленных российских инициатив родилась идея премии «Headliner года». Наша задача — ​выделить и поощрить хедлайнеров, нашедших в себе силы к серьезным свершениям, ставших первыми в различных областях науки, бизнеса, спорта и общественной деятельности. Это творческие, неравнодушные люди, которые искренне помогают другим, вносят важный вклад в развитие страны и определяют поколенческие и профессиональные запросы.

Ежегодно мы выбираем главного победителя премии «Headliner года». В этом году им стал председатель поисково-спасательного отряда «Лиза Алерт» Григорий Сергеев. Раньше хэдлайнерами года становились заместитель директора московского детского хосписа «Дом с маяком» Лидия Мониава и хирург-онколог из Санкт-Петербурга, автор медиапроекта «Жизнь человека» и благотворительного проекта Cancer Fund Андрей Павленко.

И как такие инвестиции в решение проблем общества помогают бизнесу стать успешнее?

Подобные социальные проекты позволяют бизнесу создавать особое пространство ценностей, продвигая значимые созидательные идеи. Наши покупатели становятся амбассадорами этих идей. В условиях нынешней конкуренции победить за счет просто комфортной среды становится все труднее. Как я уже говорил, наша задача создать место, где люди захотят жить, и это относится не только к физической среде, но и к атмосфере, способной обеспечить качественное времяпрепровождение для нашей аудитории. Мы стремимся создать перспективную среду, которая будет продолжать формироваться и после сдачи объекта, а значит, наши проекты не устареют, а будут расти и развиваться в зависимости от течения времени.

С момента появления бренда вы не переставали экспериментировать с форматами, и сейчас это уже не только одноименная премия, но и интеллектуальный клуб, и даже линия одежды… Ничего не забыл? А где еще ждать появления бренда Headliner? Правильно понимаю, что, став универсальным мультибрендом, Headliner все же сохраняет свою основную, девелоперскую идеологию? И в конечном счете распространяется сейчас и на другие, региональные жилые проекты «КОТРОС»?

Да, все верно. Сейчас мы уже строим дом под брендом Headliner в Перми, перенесем эту идеологию и в Екатеринбург. Headliner в Перми будет сдан в эксплуатацию уже в конце 2020 года.

Говоря о проектах, вы в последнее время представляете их уже не только в аспекте их социальности, но и «умных» технологий. Это тренд, вызов времени? И насколько оправдан с точки зрения бизнеса такой подход?

Установка систем «умного дома» сегодня является одним из конкурентных преимуществ ведущих девелоперов российского рынка. ГК «КОРТРОС» в настоящее время интегрирует такие решения во все свои проекты. Жители домов получают возможность контролировать системы жизнеобеспечения и безопасность квартиры удаленно, с экрана смартфона либо других устройств. В дальнейшем системы «умного дома» будут интегрироваться в «Умный город». Когда мы начинали внедрять эту технологию на старте реализации «Академического» — ​это был шаг, опережающий время. Сейчас это данность, необходимая для развития не только рынка, но и общества в целом. Цифровизация захватывает все отрасли, любому бизнесу важно оставаться в тренде.

В этом году «КОРТРОСу» исполняется 15 лет. Много это или мало для рынка девелопмента? И как вы себя чувствуете, особенно в условиях новых правил на рынке?

15 лет — ​это достаточный срок. Могу сказать, что, начав как региональная девелоперская компания с района «Академический» в Екатеринбурге, мы многого добились. В нашей копилке сейчас более 25 проектов в восьми регионах России. Планомерно завершая ряд проектов, мы при этом приступаем к работе над новыми. Положение крупных застройщиков значительно лучше, чем маленьких компаний, которые строят по нескольку домов в год в небольших городах. Если девелопер обладает достаточным капиталом, хорошей кредитной историей и правильной концепцией продукта, банк откроет кредитную линию. Таким образом, переход на эскроу-счета дает крупному девелоперу очевидные преимущества — ​гарантированный одобренный лимит на реализацию всего проекта, вне зависимости от динамики продаж и наличия собственных средств. Любой бизнес работает в условиях существующей нормативной базы. К новым правилам на рынке мы были готовы заранее, приняли это как данность и заложили ее в бизнес-план.

Считается, что сейчас не лучшее время для запуска новых проектов, но все-таки — ​планируете ли вы что-то новое в этом, следующем годах? И какова среднесрочная (долгосрочная) стратегия компании в плане развития девелоперского портфеля?

В ближайших планах — ​приступить к проекту в Москве на территории вдоль Ленинградского шоссе в районе Северного речного порта. Этот проект уникален, отложенный спрос там огромный уже сейчас. В целом мы планируем продолжать постепенно наращивать портфель проектов во всех регионах нашего присутствия. 

Источник: Dайджест Недвижимости | Июль–Август 2020 | № 147