Клиент совсем не…изменился



Об этом много пишут и говорят: «Клиенты на современном рынке недвижимости стали совсем иные». Споры по этому поводу не утихают. И впрямь, у нынешних клиентов появились новые технические средства и фантастические возможности: мобильная связь и интернет. Вместо газеты «Из рук в руки» появились сайты по недвижимости «ЦИАН», «АВИТО» и другие. Казалось бы, изменения налицо. Но что изменилось на самом деле? И изменился ли сам клиент?
Иногда возникает ощущение, что рынок недвижимости – это жёсткий испытательный полигон для амбициозных «самоделкиных». Странно слышать, когда люди планируют поэкспериментировать со своим самым дорогим имуществом. Неужели потребность в адреналине перевешивает здравый смысл? Алчность побеждает разум? Где кроются причины этого противоестественного явления? Почему инстинкт самосохранения отключается, когда он должен криком кричать: «Найми риэлтора, а не то хуже будет!»?
В последнее время всё чаще в прессе, на ТВ и в интернете появляются материалы о том, что нынешний клиент – совсем не тот клиент, что был раньше. Сегодня, мол, все стали грамотные. У всех есть неограниченный доступ в интернет, а там всё обо всём написано. Именно поэтому достаточно прочитать несколько статей о недвижимости, и вперёд! В бурный океан рынка недвижимости.
Нет ничего проще, чем во всеуслышание сообщить: «Я всё смогу сделать сам!». Это заявление очень просто озвучить, но крайне сложно воплотить. Но кто об этом думает?
Откуда ветер веет? В чём причина истерических криков о ненужности риэлтора в современном мире? И главное. Со времён Цицерона (знаменитый писатель, государственный деятель и величайший оратор I-го века Н. Э. в Древнем Риме) во время слушаний в суде было принято искать, кому было выгодно совершить тот или иной поступок. Этот приём актуален и сегодня.
Так кому же выгодно сейчас занижать в общественном мнении роль и значение риэлтора? Ответ лежит на поверхности. Это выгодно порталам, связанным с недвижимостью. Руководство этих порталов (называть их нет смысла, они и так хорошо себя продвигают) думают, что надпись «проверено» в рекламе объекта заменит полноценную риэлторскую услугу. Возникает несколько простых, но важных вопросов. Кто проверял? Когда и как? Какие методики использовались при проверке? Какими документами это подтверждено? И главное: кто и какую ответственность несёт, если что-то пойдёт не так?
К сожалению, от пользователей скрывают ответы на эти неудобные вопросы. Почему? Потому что ответов нет. Никто ничего не проверял и не планировал это делать, никто из руководителей порталов не возьмёт на себя ответственность, если что не так.
Мне неприятно об этом писать, но я вынужден это сделать. Уважаемые клиенты! Вам бессовестно врут! Вас вводят в заблуждение! Причём, заведомо и намеренно. Делают это грубо, неумело, непрофессионально, по-дилетантски. Для руководства этих порталов важно привлечь максимальное количество посетителей любыми путями и любой ценой. Мне жаль, что они столь невежественны. В истории всё это уже было. Правда, обычно заканчивается плохо. Самый наглядный пример такого рода модели поведения – это Франция !8-ого века. Маркиза де Помпадур (фаворитка французского короля Людовика XV–го) как-то сказала крылатую фразу «После нас – хоть потоп!». Эта фраза стала воплощением экономического авантюризма и политической недальновидности. Развязка была неотвратима. В 1791-ом году началась Великая Французская революция. Зимой 1793-го года Короля Людовика XVI-го (внука Людовика XV-го) казнили на гильотине. Я ни в коем случае не провожу параллель. Абсолютно уверен, что руководству известных порталов о недвижимости не грозит гильотина. Во-первых, гильотиной перестали пользоваться в 1977-м году, а во-вторых, на территории РФ смертная казнь отменена с середины 1997-го года. Вопрос в другом. Принцип «После нас – хоть потоп!» всегда ведёт к стратегическому проигрышу. Нельзя об этом забывать.
Нужно думать о завтрашнем дне. Давайте посмотрим на шаг вперёд. Зашёл посетитель на некий сайт о недвижимости, увидел значок «проверено», поверил на слово, кликнул, купил квартиру. А потом выяснилось, что никто никогда ничего не проверял. Оказалось, что в квартире имеются «трупы под ванной», подложные документы, суды и разборки. Возможно, что всё закончится хорошо. Бывает такое. Но кто за всё это ответит? Кто допустил? В ответ молчание. Не стоит восклицать «Кто виноват?» или «Что делать?». Если клиент на рынке одинок, то вся полнота ответственности на нём. Если рядом риэлтор, ситуация принципиально иная.
Давайте думать заранее. Как предотвратить всё это? Как такого не допустить? Ответ лежит не на поверхности, а над нею. Каждый должен заниматься своим делом. В Англии есть старая риэлторская мудрость: «Комиссионное риэлторское вознаграждение будет уплачено в любом случае: частному маклеру, риэлторской компании, или клиент оплатит это вознаграждение сам. Риэлтору платят деньгами. А клиент за всё заплатит гораздо дороже. Своими силами, нервами, временем, вниманием близких, миром в семье, здоровьем, проблемами на работе, юридической и финансовой безопасностью». Не дороговато ли?
Все покупатели мира уверены, что им всё приходится покупать по завышенной цене. Все продавцы убеждены, что их товар недооценён рынком. Покупатель мечтает купить подешевле, продавец – продать подороже. Почитайте Апулея или Петрония (древнеримские авторы). Почитайте Шекспира или Пушкина. Людям свойственны те же страсти и эмоции. Клиенты не меняются тысячами лет. Даже если у кого-то из них в руках появился 10-й «айфон» с безлимитным доступом в интернет.
Клиенты делятся на рассудительных и жадных. На тех, кто руководствуется здравым смыслом, и на тех, кто вообще не хочет думать. В конце концов, инвестируя средства в риэлторскую услугу, рассудительный клиент вкладывается в безопасность своей семьи, в своё будущее, а также в своих детей и внуков.
Надеюсь, что здравый смысл победит!
Леонид МУРАВИН, заместитель генерального директора
АН «ТРИУМФАЛЬНАЯ АРКА»







Количество показов: