Этот грозный ФАС

Ряд важных, правда, слишком общих заявлений сделал начальник управления контроля ЖКХ, строительства и природных ресурсов ФАС РФ Вадим Соловьев в ходе заседания экспертного совета по развитию конкуренции в строительной отрасли.

Первое – на любимую тему властей многих регионов – о реестре недобросовестных застройщиков, в данном случае - пользователей земельных участков. «Поручено ФАС разработать реестр недобросовестных пользователей земельных участков», – заявил чиновник.

По словам Соловьева, сегодня на территории РФ много выделенных земельных участков, которые пользователь обнес забором, но не начинает строительство. «Нет нормативного срока строительства, нельзя его никак применить для изъятия этих земельных участков. Стоят огражденные забором и инвестиции в стройку не идут», – пожаловался Соловьев.

Dura lex, sed lex – «Суров закон, но (это) закон». Хотя слово dura тоже подходит. Если «нет нормативного срока» (речь, видимо идет о долгосрочной аренде, а не об инвестконтракте) и закон не нарушен, то власти могут опубликовать «сухую» информацию об актуальном состоянии участков, проданных в аренду разным компаниям.

В то время, как явно негативный контекст информации о компании («реестр недобросовестных»), там, где закон никаким боком не нарушен, это уже ущерб деловой репутации, шельмование и произвол.

Второе заявление, не менее яркое, как в экономическом и политическом, так и в стилистическом смысле, касалось публичности компаний. По мнению Соловьева, застройщики, которые осуществляют жилищное строительство с привлечением денежных средств граждан, должны «опубличить» свою деятельность.

«Мы хотим(!), чтобы такие компании опубличили всю свою деятельность», – цитирует РИА Новости начальника управления ФАС.

Он отметил, что ФАС пытается реализовать эту инициативу через Минстрой РФ, который должен разработать данные процедуры, обязательность и порядок опубликования соответствующими административными санкциями. По словам Соловьева, может быть «это стоит сделать отдельным блоком в ГИС (государственная информационная система) ЖКХ, где будет полная информация о деятельности застройщика, привлекающего средства граждан».

Может быть и стоит. Почему бы нет? Непонятно только, что подразумевается под термином «опубличить». Вообще, «публичная компания» это ОАО, акции которого свободно обращаются на фондовом рынке. В этом случае законодательство действительно обязывает компанию публиковать широкий ряд сведений о своей деятельности. ФАС предлагает закрыть доступ на строительный рынок закрытым акционерным обществам (ЗАО)? Тогда почему через Минстрой? Наверное, тут не обойтись без внесения поправок в несколько кодексов.

Наконец, антимонопольщики заметили, что сегодняшний расчет сметной стоимости строительства является абсолютно непрозрачным и непонятным.

«Мы утверждаем, что сегодняшний расчет сметной стоимости строительства является абсолютно непрозрачным и непонятным», – фактически признал Соловьев то, что все 10 лет (а если считать с предшественниками, то и четверть века) ФАС непонятно чем занималась. Ну, разве, гонял рекламщиков за слоганы, вроде: «Кто не носит Prada - лох!». Ведь сметная стоимость в других отраслях – не проще строительной, и как ФАС умудрялась доказывать необоснованность повышения цен или ценовой сговор, после такого заявления Соловьева, совершенно не понятно.

Но теперь всё будет хорошо. По словам Соловьева, ФАС предлагает перейти «к системе конструктивных решений, которые заменят сметное строительство». «Данные тезисы внесены в проект «дорожной карты» с переходными положениями, который сейчас находится на рассмотрении в Минстрое». Вот что здесь непонятного?

Альберт Акопян

_

Количество показов: