«Ближайшие заповедники» — такой поисковый запрос в феврале 2024 года россияне вбивали более 5 тысяч раз и это рекордный показатель, по данным Яндекс.wordstat, по крайней мере, за последние 2 года. Годовая статистика также подтверждает растущий интерес к заповедникам: количество поисковых запросов в 2023 году по сравнению с 2022 выросло на 44%. Эксперты бюро Atlas, обратившие внимание на этот тренд, считают, что для реализации потенциала экотуризма, заповедникам и другим объектами этого направления, предстоит комплексно подойти к развитию инфраструктуры и разработке бренд-стратегии.

«Заповедники и нацпарки — большие природные территории, охраняемые государством, со своей системой управления, регламентами и бюджетированием. Развитие туристической отрасли и экотуризма в частности предполагает комплексный и стратегический подход к управлению подобными территориями. Экотуризм включает четыре обязательных компонента: сохранение природы и социокультурной среды, продуманную инфраструктуру, образовательную составляющую и экономические выгоды для местного населения. Для большинства заповедников сотрудничество с местными жителями как предпринимателями и их вовлечение в развитие территории пока только нарождающийся процесс.

Есть мнение, что для сохранения природоохранных территорий они должны быть законсервированы и полностью закрыты для посетителей. Мировое сообщество предлагает управляемо развивать подобные территории, когда ядро заповедника остается нетронутым, а все сервисы вынесены на периферию. Модель развития биосферных заповедников ЮНЕСКО подразумевает трехчастную структуру: абсолютно заповедная территория, закрытая для посетителей; вокруг нее — так называемая буферная зона, где посетители соприкасаются с природой, слушают лес, гуляют по тропам, наблюдают за животными и птицами, экопросвещаются; а внешняя среда — инфраструктура, которая не вредит природе. Именно она приносит основной доход и открывает возможности для малого и среднего предпринимательства: монетизация происходит за счет дополнительных сервисов, визит-центров, аутентичных рынков, продажи народных промыслов и ремесел, а также программы мероприятий, оставляя вход в природу доступным, — говорит основатель и генеральный директор консалтингового бюро Atlas Александра Сытникова.

Растущий интерес туристов отмечают и сами заповедники. Посещаемость «Земли леопарда» в Приморском крае в 2023 году выросла по сравнению с показателями 2022 года почти на 10% и составила около 130 000 человек. По данным пресс-службы, туристический поток растет из года в год. Одна из причин — оборудование и разработка новых экотуристических троп и маршрутов.

В Кенозерском национальном парке также зафиксировали прирост посещаемости в 2023 г. по сравнению с 2022 г., а еще отметили увеличение продолжительности пребывания — она составила 3,8 дней по сравнению с 2,4 в 2022 году.

«Имеет смысл смотреть на заповедник комплексно — это продукт со своей айдентикой, сервисами, программой мероприятий и логистикой. Необходима продуманная и при этом не перегруженная инфраструктура, где правильно распределены пункты информации, места отдыха и ночевки, парковки, магазины, туалеты в точках входа на маршруты. Тропы должны быть правильно проложены и оборудованы, что тесно связано с общей навигацией и брендингом территории. Пространственные решения в том числе подразумевают проработанные транспортные маршруты, включая возможность добраться до территории заповедника экологичным способом. Цифровые сервисы должны помогать туристам сориентироваться и получить необходимые подсказки и инструкции, как можно провести здесь свое время. А событийную программу лучше направить на погружение в местный контекст, экопросвещение, получение новых знаний и опыта.

Миссия сохранения и экопросвещения должна главенствовать — коммерческие сервисы в первую очередь нужны для обеспечения комфортного и безопасного пребывания посетителей, в том числе неподготовленных. Один из немногих примеров, где реализована устойчивая модель экотуризма, — это Кенозерский национальный парк. Здесь сохраняют природные комплексы, многочисленные памятники материальной и духовной культуры. Местные жители полностью вовлечены в экономику, принимают у себя туристов, организуют дома ремесел. У заповедника есть проектный офис, ведется научная деятельность, популяризируются идеи уважения к природе и этнической культуре» — рассказывает руководитель проектов консалтингового бюро Atlas Дарья Коваленко.

Компания: Agenda

Количество показов: