В ожидании гостей | Что происходит с российской гостиничной недвижимостью?

Закрытие границ, прекращение авиа­сообщения, отмена форумов и конференций из-за пандемии привели к тому, что в прошлом году гостиничный рынок в России продемонстрировал самый низкий показатель загрузки в истории. Как долго рынок гостеприимства будет находиться на паузе и какова судьба летнего сезона для отелей, ориентированных на внутренний поток?


44-51_Comm_2.jpg

В отельном бизнесе на российском рынке по-прежнему многое зависит от эпидемиологической ситуации и от того, какие меры примут другие страны: введут ли новые ограничения или, наоборот, сделают послабления. В настоящий момент для россиян открыта Турция, ведутся разговоры о частичном открытии Греции, Кипра и других стран, которые традиционно зарабатывали на российских туристах и хотели бы вернуть все на круги своя. Но пока ситуация остается неопределенной, отечественные отельеры готовятся к увеличению внутреннего туризма, который отчасти будет стимулироваться туристическим кэшбэком.

Курортный климат
Как показывает практика, курортный климат благоприятен не только для здоровья, но и для бизнеса. Летний сезон прошлого года продемонстрировал высокий интерес россиян к отдыху в собственной стране, особенно на море. Так что курортные гостиницы чувствовали себя намного комфортнее и по загрузке, и по доходности, чем ориентированные на деловой туризм отели в крупных городах. Да и сейчас ситуация складывается явно в пользу первых. По словам директора, руководителя подразделения индустрии гостеприимства отдела стратегического консалтинга CBRE Татьяны Беловой, в I квартале 2021 года гостиницам прибрежного района Сочи удалось нарастить средний тариф почти на 80%, а загрузка выросла на 20%. При этом эксперт прогнозирует сохранение интереса к курортам Сочи и Крыма в течение всего летнего сезона, даже при условии ослабления ограничений некоторыми странами.

С городскими отелями ситуация сложнее. Пока авиасообщение не восстановилось до прежнего уровня, ожидать наплыва международных гостей в нашу страну не приходится. Деловая активность тоже остается низкой, и в целом некоторые компании пересмотрели корпоративную политику о командировках в сторону снижения деловых поездок. Поэтому многие отельеры продолжают испытывать трудности. «Загрузка гостиниц Москвы по итогам I квартала 2021 года составит чуть больше 50%, средний тариф по рынку в целом ниже показателя I квартала 2020 года примерно на 10%», — ​приводит данные Татьяна Белова. Причем в Москве в прошлом году затормозилось развитие не только существующих отелей, но и выход на рынок новых. В результате ввели только два объекта, открытие нескольких гостиниц было перенесено на 2021 год: запланировано открытие девяти объектов на 1,5 тыс. номеров.

Причем летний сезон мало изменит расстановку сил. В курортных центрах и туристических городах загрузка все равно будет выше, чем в других местах, уверены аналитики. Партнер, руководитель департамента гостиничного бизнеса и туризма Cushman & Wakefield Марина Смирнова говорит, что в начале текущего года загрузка отелей тоже сильно разнилась. К примеру, в люксовых гостиницах Петербурга она составляла 26%, а в горном кластере Сочи доходила до 78%. В среднем показатель находился на уровне 50%, что на 10 п. п. ниже, чем годом ранее. «Но это уже не столь критично, как в марте-­апреле 2020 года (загрузка тогда упала до 5–10%)», — ​успокаивает она. Эксперт уверена, что летом загрузка российских отелей увеличится до уровня 2019 года, как минимум. «Открытие Греции, Испании, Турции и других стран развернет часть потока за рубеж, но и в России спрос сохранится, особенно если будет действовать система туристического кэшбэка. Можно ожидать загрузки около 60–70% в среднем за лето», — ​прогнозирует аналитик.

44-51_Comm_6.jpg

Культурный тракт
Среди российских городов одним из самых популярных у туристов является Санкт-­Петербург. Многие наши соотечественники как раз рассчитывали провести в городе новогодние каникулы. Однако жесткие ограничения, введенные местной администрацией, не позволили этого сделать. В период новогодних каникул отели были заполнены, по словам руководителя отдела исследований компании Maris в ассоциации с CBRE Алены Волубуевой, чуть менее, чем на 20%. «Средняя заполняемость средств размещения по итогам января 2021 года составила 24%, что почти вдвое ниже, чем в «доковидном» январе прошлого года. Ценовой демпинг позволил несколько улучшить ситуацию в городе в феврале текущего года и заполнить отели на треть. Однако невозможно утверждать, что все принимаемые меры по стимулированию и поддержке отрасли в существенной мере способствуют улучшению ситуации. Без восстановления трансграничного сообщения, а также формирования имиджа «эпидемиологически безопасного региона» о возвращении отрасли к нормальной операционной деятельности говорить не приходится», — ​считает она. Эксперт прогнозирует, что при сохранении эпидемиологической опасности на текущем уровне летом ситуация улучшится несущественно, и средний уровень загрузки с трудом преодолеет барьер в 50%.

В целом прогнозы игроков рынка схожи. По мере открытия музеев и других точек притяжения туристов количество гостей в городе увеличивается. В отличие от европейских стран, где все еще действуют ограничения не только на выезд за границу, но и на перемещения внутри страны, Россия уже практически вернулась к прежней жизни. «При условии позитивных результатов вакцинации и снижения уровня заболеваемости мы надеемся увидеть постепенное открытие границ и восстановление авиасообщения между странами в текущем году. Тем не менее внутренний туризм будет по-прежнему занимать доминирующее положение во всех странах. Прирост показателей гостиничного рынка в Москве и Петербурге, в частности, по загрузке мы ожидаем с наступлением летнего сезона. Закон о введении с 2021 года единых электронных виз для въезда в Россию гражданам 113 стран, а также перенесенные на 2021 год Петербургский международный экономический форум и чемпионат Европы по футболу станут хорошим подспорьем для отельеров», — ​аргументирует заместитель директора департамента консалтинга Colliers Евгения Тучкова, добавляя, что при этом полноценное возвращение турпотока на докризисный уровень ожидается не ранее 2023 года.

44-51_Comm_3.jpg

Весовая категория
Что касается доходности, то сейчас лучше всего себя чувствует люксовый сегмент Сочи. В нем растет не только загрузка отелей, но и средняя цена продажи, и при существующем спросе предпосылок для ее снижения не наблюдается. Однако в других сегментах даже при росте загрузки, по словам Марины Смирновой, можно ожидать коррекции цен только на 5–10% по сравнению с 2020 годом. В целом же снижение доходности на гостиничном рынке страны в первые месяцы текущего года, по данным Алены Волубуевой, было сопоставимо с размером падения уровня заполняемости — ​в среднем –35–40% к показателям 2020 года. При этом возможностей у отельеров для маневров сегодня не так много. «Ресурс снижения стоимости размещения с целью привлечения внутреннего туристического потока уже исчерпан. Наступает период, когда северные локации уступают курортам южного направления в привлекательности. При прочих равных, в условиях ограниченного внутреннего спроса вектор сместится в большей степени на морские курорты Краснодарского края и Крыма. С учетом того, что в 2020 году почти треть потенциальных туристов отказались от отдыха, в 2021 году стремление реализовать отложенный спрос на рекреационные морские путешествия только усилится», — ​говорит эксперт и добавляет, что другим городам, в частности Санкт-­Петербургу, придется бороться за туриста не в своей «весовой категории».

Чтобы быстрее привести в чувство отечест­вен­ный гостиничный рынок, требуется немало. Марина Смирнова уверена, что этому будут способствовать, в частности, меры правительственной поддержки отрасли и разработка отельерами интересных предложений по приемлемым ценам на внутреннем рынке. Татьяна Белова со ссылкой на исследование CBRE EMEA прогнозирует, что процесс восстановления гостиничных рынков европейских городов до показателей 2019 года займет три года. При этом у российского рынка есть все шансы сделать это быстрее (при условии снятия всех ограничений, открытия границ, возврата авиасообщения). По ее мнению, способствовать этому будет несколько факторов: развитие внутреннего туризма, ввод электронной визы для иностранцев и ограниченный объем будущего предложения.  

Количество показов: