В период кризиса российской экономики ситуация на строительном рынке складывается так, что многие компании вынуждены столь активно использовать демпинговые схемы, что в итоге их долги в разы превышают заработок. О том, на что нужно делать упор, чтобы не превратиться в подобного «живого мертвеца» рассказывает Управляющий партнер Федеральной группы инжиниринговых компаний «Размах» Сергей Ефремов.

 

В кризис мы, как и любая другая компания на рынке, столкнулись с рядом проблем: скачки цен на оборудование, замороженные инвестиционные проекты и т.д. Неприятным сюрпризом стал отзыв лицензии Судостроительного банка, который был нашим партнером долгие годы. Однако эти проблемы не стали для нас критическими за счет ряда превентивных мер и правильно выбранной ранее стратегии. 


Еще до начала кризисных явлений в российской экономике советом акционеров ФГИК «Размах» было принято решение не строить свою финансовую политику вокруг системы кредитования. В результате  мы закрыли последние кредитные обязательства в сентябре 2014 и вступили в кризис, не имея долговой нагрузки - ни в валютном, ни в рублевом эквиваленте. 

Поэтому, наш первый совет: не подсаживаться на «кредитную иглу». Соблазн залезть в «карман» банка всегда огромен – и данный путь, конечно, наиболее легкий. Но, только избежав этого искушения, в перспективе Вы получите надежный и устойчивый бизнес, не зависящий от капризов и настроений кредиторов. 

Наш второй совет: не экономить на технических ресурсах и поддерживать партнерские отношения. Мы выстраиваем долгосрочные отношения с ведущими поставщиками техники и работаем с ними напрямую, не прибегая к лизинговым схемам. Так, к примеру, еще до кризиса, мы смогли обновить свой парк техники  за счет новых экскаваторов фирмы Liebherr, предоставленных нам по индивидуальной цене. Взаимовыгодное партнерство с Liebherr как ведущим поставщиком строительной техники - наша гордость.

Третьим нашим антикризисным рецептом является диверсификация портфеля заказов. Формируя портфель заказов «Размаха», мы стараемся соблюдать баланс между государственными заказами и частными, между прибыльными, но долгосрочными проектами и краткосрочными, но менее прибыльными заказами. Поэтому, когда ряд инвестиционных проектов в кризис оказался заморожен, нам удалось нивелировать риски потери прибыли.  

Диверсификация портфеля заказов активно идет и за счет регионов: мы все больше и больше проектов реализуем в рамках представительств по РФ, открытых в крупных промышленных центрах. География наших проектов охватывает всю территорию России, простираясь от Южного Федерального округа и АР Крым до Якутии.  И такого широкого географического представительства нам удалось достигнуть буквально за 3 года благодаря эффективной стратегии региональной экспансии. 

Опыт кризиса 2008 года показывает нам, что в сложные экономические периоды создаются новые возможности: поэтому сейчас как никогда важно не замораживать коммерческую деятельность, а налаживать новые контакты. Поэтому, не смотря на то, что трендом 2014 – начала 2015 стало сокращение людей и их зарплат, нам кажется более разумным понимать оптимизацию как инвестиции в развитие персонала и привлечение новых кадров, прежде всего в коммерческую службу. Те переговоры, которые сейчас ведут наши менеджеры, через 1-2 года дадут свои плоды в виде новых заказов и увеличения нашей доли на рынке. Свою рыночную стоимость мы оцениваем в потенциале Коммерческой дирекции. 
Подводя итог вышесказанному, скажу, что секрет антикризисного менеджмента ФГИК «Размах» - это диверсификация портфеля заказов, самостоятельность финансовой политики, вложения в собственные трудовые и технические ресурсы и поддержание партнерских отношений

Автор: иванова екатерина

Количество показов: