Россия свяжется с Абхазией второй дорогой

Российские власти в лице вице-премьера Сергея Иванова впервые официально подтвердили намерение восстановить дорогу Черкесск-Сухум через Главный Кавказский хребет.

«Дорога эта проходит по Карачаево-Черкесской республике на протяжении 140 километров, по Республике Абхазия – 132 километра. Не такая уж большая дорога, но она даст огромный толчок к развитию Северного Кавказа и Абхазии», – заявил Иванов на совещании по развитию транспорта Северного Кавказа.

По словам вице-премьера, трасса будет строиться, скорее всего, на концессионной основе и станет платной.

Дорога Черкесск-Сухум была проложена еще в годы Кавказской войны 19 века и носила название Военно-Сухумской. Южный участок дороги – в основном вдоль русла реки Кодора от Сухума до Южного приюта Клухорского перевала – не ремонтировался свыше 20 лет, поскольку в годы грузино-абхазского конфликта примерно на полпути, у села Лата проходила линия разграничения противоборствующих сторон. Сам Клухорский перевал сегодня практически непроходим для колесного транспорта.

В верхней части Кодорского ущелья живет грузинское (сванское) население, правда, сегодня немногочисленное – несколько сот человек из примерно двух тысяч, живших здесь до конфликта. Грузинская сторона опасается, что хозяйственная деятельность в ущелье приведет к изменению демографического состава населения.

Тем не менее, Абхазия связывает со строительством дороги большие надежды. Среди прочего, на развитие туризма. Недалеко от Северного приюта Клухорского перевала, в Карачаево-Черкессии лежат курорты Теберда, Домбай, Архыз, а чуть дальше – Эльбрус. Скоростная дорога подключит приморский туристический комплекс Абхазии к горнолыжному кластеру, который вошел в федеральную программу развития курортов Северного Кавказа.

Считается, что связка Абхазия – Домбай не составит конкуренции Сочи – Красной Поляне, так как займет менее дорогую ценовую нишу.

Существует и более широкий транспортный проект, который предусматривает строительство дороги от сочинской Красной Поляны на северный склон хребта к верховьям Малой Лабы, а далее в Карачаево-Черкессию и по существующей рокаде вдоль Скалистого хребта к той же трассе Черкесск-Сухум. Таким образом, будет создано Западно-Кавказское туристическое кольцо.

Альберт Акопян
_

Количество показов: