Контрсанкции или блеф? Вопрос пока открыт

Земельные участки сельхозназначения в Подмосковье в связи с введением Россией продуктовых санкций против западных стран могут подорожать до 15% уже до конца 2014 года, говорится в исследовании компании ОПИН.

Тем не менее, директор департамента по работе с земельными активами Елена Филимонова осторожно отметила, что прогноз экспертов компании реализуется только при наличии ряда условий. «При сохранении текущей ситуации и при условии запуска механизмов, стимулирующих сельхозпроизводство, Подмосковье может ожидать аграрный бум, что спровоцирует рост спроса и, как следствие, цен на землю», – подчеркнула эксперт.

Учитывая то, что первое условие – «сохранение текущей ситуации» – во многом зависит от конкретных действий, т.е. от второго условия – «запуска механизмов, стимулирующих сельхозпроизводство» – т.е. именно второе условие первично, авторы могли бы остановиться на нем подробнее. Правда, им пришлось бы выйти за пределы поставленных перед собой рамок в область политики, на что предприниматели идут неохотно.

В общем, вопрос в том, будут ли вообще запущены механизмы, стимулирующие сельхозпроизводство. А вот здесь сохраняются большие сомнения.

Насторожила противоречивость самого заявления главы правительства Дмитрия Медведева о введении Россией ответных санкций против сельхозпроизводителей Евросоюза. Перечислив виды продукции, на которую накладывается эмбарго, премьер порадовал словами о том, что ограничения вводятся сроком на один год, «но если наши зарубежные партнеры продемонстрируют конструктивный подход, то правительство готово пересмотреть сроки действия эмбарго».

Извините, можно жестко ответить бывшим партнерам, которые используют экономические рычаги в целях политического давления на Россию, и обратится к производителям Аргентины, Бразилии, Чили, Турции, Ирана, а также к отечественным предпринимателям с предложением дать России больше мяса, сыра, овощей и фруктов, т.е. серьезно и долгосрочно вложиться в новое производство. И можно кокетничать с бывшими партнерами, обещая всё простить, как только те одумаются. Но вот чего нельзя, так это делать подобные заявления одновременно. Кто же будет вкладываться в новые фермы и сады без долгосрочных гарантий со стороны покупателя?

Ну, ладно, спишем противоречивость посылов премьер-министра на выброс адреналина в связи с судьбоносным выступлением. Но ни в том выступлении, ни через неделю правительство не озвучило этих самых «механизмов, стимулирующих сельхозпроизводство», хотя бы в форме обещаний.

Эксперты с умным видом спорят о том, когда Россия «благодаря западным санкциям» добьется самообеспечения по основным видам сельхозпродукции. Называются сроки и в пять, и в три года. Но они забывают объяснить, почему именно пять или три. Где дорожная карта? Это прогнозы или «беседы о прекрасном»?

Вот есть здоровый городской мужик с двумя взрослыми или почти взрослыми сыновьями, который говорит: «Умею и хочу заниматься сельским хозяйством». Идеал! А дальше – что?

Есть болевые точки сельского хозяйства, о которых знает любой человек, даже далекий от этого производства, но пробегающий ежедневно по паре сотен заголовков.

Страхование урожая. Целевые субсидии на закупку сельхозтехники. Льготное кредитование на отечественную сельхозтехнику, так называемое софинансирование кредита, аналогичное поддержке автопрома в недалеком прошлом: взял отечественное – половину процента по кредиту покрывает государство. Снижение налогообложения сельскохозяйственного производства. Защита от административного произвола и криминала. Облегчение найма иностранной рабочей силы из стран СНГ. Долгосрочная аренда земли на 49 лет, без права субаренды и маскирующих ее схем, когда арендаторы – сплошь дети и жены местных чиновников, «зарабатывающие» деньги из воздуха, на субарендаторах.

Это без полуфантастических идей создания условно ОАО «Корма и удобрения» с контрольным пакетом, принадлежащим государству. Или, по примеру того же Евросоюза, глубокая специализация регионов на нескольких видах сельхозпродукции, с особыми мерами поддержки именно этих видов. Никто не запретит выращивать яблоки в Вологодской области, но серьезную поддержку там получит производство масла, а яблоки – в более южных регионах. Преимущества такого подхода – удешевление логистики, специализация всей индустрии, связанной с сельхозпроизводством и т.п.

Где всё это? Хотя бы в виде рассуждений? Со стороны лиц, «принимающих решения», таких рассуждений пока нет. Ну да, денег нет. О чем же тогда вообще разговор? А потому «контрсанкции» пока больше напоминают действия, которые можно назвать скорее «демонстрацией намерений» или даже «блефом».

Альберт Акопян

_

Количество показов: