«Зенит-Арена»: они все-таки придумали, как накрутить стоимость

Строительство стадиона «Зенит-Арена» на Крестовском острове Санкт-Петербурга сопровождалось скандалами с первого дня и достигло апогея в октябре прошлого года, когда власти города внесли на утверждение Главгосэкспертизы обновленную смету строительства – 43,8 млрд рублей.

В этом году, после проверки Счетной палатой, смета была сокращена до 32 млрд. При этом, на январь 2012 года готовность стадиона составляла 34,4%, а на строительство уже было потрачено 14,4 млрд, т.е. 45% утвержденной сметы. И это ставило под большой вопрос уверения, что смета больше не вырастет. Впрочем, утвержденная стоимость каким-то образом умудрилась снова подрасти – до 34,9 млрд.

В среду на заседании совета по инвестициям при губернаторе Санкт-Петербурга генеральный директор компании-инвестора строительства стадиона ООО «Ленстрой» Алексей Бурик заявил, что «Зенит-Арену» планируется связать с Приморским и Василеостровским районами... канатной дорогой. Ценой в 7,3 млрд рублей. И это только начало: по мере осуществления российских проектов, их цена гарантированно возрастает.

Таким образом, общий бюджет строительства стадиона составит 42,2 млрд рублей, т.е. почти достигнет величины, фигурировавшей до скандала, учиненного тогдашним главой Счетной палаты Сергеем Степашиным.

Цель, естественно – «обеспечение Крестовского острова объектами транспортной инфраструктуры к чемпионату мира по футболу в 2018 году». «Канатная дорога обеспечит прибытие жителей и гостей города на Крестовский остров, в том числе и на стадион», – цитирует Бурика РИА Новости.

По словам гендиректора «Ленстроя», планируется построить два участка канатной дороги: от Приморского и от Василеостровского районов, протяженностью соответственно 879 и 946 метров. На линиях будет построено по одной промежуточной станции и по две конечные. Также предусмотрено строительство надземных паркингов и ресторанов.

Итого 1825 метров канатной дороги с шестью станциями всего за 7,3 млрд. (Кстати, изначально стоимость строительства всего стадиона оценивалась в 6,7 млрд рублей.)

На канатной дороге будет использоваться 18 кабин вместимостью 35 человек. Пассажиропоток в одном направлении составит порядка 4,5 тысячи человек в час. Предполагается, что стоимость проезда в одну сторону составит 100 рублей. Завершить строительство планируется к концу 2016 года.

Итак, вместимость стадиона – 70 тыс зрителей. Не надо быть специалистом в изучении поведенческих моделей болельщиков, чтобы знать: они не будут стоять в часовых очередях «в кабинку» канатной дороги, ни до, ни после матча. К тому же не много смысла кататься на «канатке» в Приморский район к станции метро... той же ветки, что и на Крестовском острове. А за те же полчаса можно весело дойти в хорошей компании от станции «Крестовский остров» до станции «Петроградской» другой линии.

Канатная дорога примет не более 2-3 тысяч посетителей матча. А значит, есть основания усомниться в обоснованности проекта, увеличивающего стоимость строительства на 21%, а там, глядишь, и более.

В конце концов, одновременно со стадионом в Питере началось строительство Западного скоростного диаметра (ЗСД), трассы, с которой планируется съезд на многоярусный паркинг непосредственно у стадиона. Организовать доставку и выезд болельщиков общественным транспортом гораздо проще, чем по канатной дороге. Если, конечно, достроят этот участок ЗСД к 2016 году, как планируется. И если цель – удобство болельщиков.

В общем, понятно, что к логистике канатная дорога отношения не имеет. У этого проекта другая функция – увеличить общую смету строительства стадиона.

Да, по словам Бурика, компания планирует реализовать проект «за счет собственных и заемных средств». Но вполне понятно, что средства будут возвращены из бюджета. «Мы проект одобрим с точки зрения интереса города, но, конечно, он требует серьезной проработки», – пообещал губернатор Петербурга Георгий Полтавченко, упирая на «интересы города». Совет по инвестициям проект одобрил.

Альберт Акопян

_

Количество показов: