Слухи подтвердились: трассу ЦКАД прокладывали «на бумаге», а 9 миллиардов украли

Неожиданное подтверждение получило дело годичной давности. Точнее, «почти дело», чуть не заведенное против компаний, проектировавших Центральную кольцевую автодорогу (ЦКАД) в Подмосковье.

Тогда у правоохранителей возникло подозрение, что трасса проектировалась «не выходя из кабинета», проектно-изыскательские работы и исследования на местности фактически не проводилось, а выделенные на эти работы 8,8 млрд рублей были разворованы. Обыски в офисах проектировщиков в мае прошлого года проводили не абы кто, а Следственное управление ФСБ России.

Предварительная экспертиза показала, что геодезические, экологические и прочие «исследования» проводились по картам и материалам 20-40-летней давности. До полноценной следственной экспертизы не дошло, «дело о 9 миллиардах» каким-то образом потеряло актуальность.

Во вторник в пресс-службе госкомпании «Автодор» сообщили «Известиям» об «ошибке» проектировщиков при прокладке ЦКАД в Воскресенском районе. Оказалось, что трасса разрежет опытный лиственничный питомник на территории Виноградовского лесничества, при этом будут вырублены деревья на 8 гектарах из 49.

Причина? Из сообщения госкомпании следует, что на картах научное учреждение, куда свезены лиственницы с трех континентов, обозначено как обычные земли лесного фонда (их уничтожение - уже проблема небольшая). Здесь важно то, что из сообщения ясно следует: на местности проектировщики не побывали.

«Это все равно, что проложить дорогу по главному ботаническому саду страны, – оправдывается заместитель председателя комитета по общественному экологическому контролю проектов «Автодора» Александр Белозеров. – На всех картах посадки лиственниц обозначены просто как земли лесного фонда. Нигде не указано, что это опытные посадки. Поэтому проектировщики не знали, что прокладывать дорогу здесь нельзя. Их никто об этом не поставил в известность».

Кто их должен был поставить в известность, «эколог при госкомпании» не объяснил. Сам он, видимо, тоже проводил «общественный экологический контроль» не выходя из кабинета.

О том, что на маршруте трассы на самом деле лежит не лес, а научный питомник, еще три дня назад не знал и врио губернатора Подмосковья Андрей Воробьев, когда сообщил Интерфаксу: «Мне рассказали, что неделю назад состоялся пикет из-за того, что ЦКАД проходит по участку реликтового лиственного леса, а также через детский сад и школу, которые теперь необходимо снести. Я могу гарантировать, что через этот участок реликтового леса дорога проходить не будет, проект будет скорректирован».

Тревогу, как всегда, забили местные жители и экологи. Опасений относительно судьбы питомника нет, особенно сейчас, когда на подмосковные леса обрушились один вредитель за другим, причем, убивающие в основном хвойные породы. Даже если средство против вредителей будет найдено не здесь, возможно, питомник позволит подобрать наиболее устойчивые породы для будущего восстановления лесов.

Остался последний вопрос. Перенос маршрута может обойтись более чем в 100 миллионов рублей. Это не только работа инженеров, но и выкуп новых земель для строительства. Вопрос того, кто будет оплачивать изменение проекта, еще не решен. Предполагается, что бюджет. Впрочем, это такая мелочь по сравнению с 9 миллиардами, что и разговора не заслуживает.

Альберт Акопян

_

Количество показов: