Такой формат, как таунхаусы пришел в Россию из США и Европы. Вопреки расхожему мнению, что слово town указывает на принадлежность таунхауса к городскому формату, за рубежом термин воспринимается как обозначение пригорода. Деловую часть города в США принято обозначать такими терминами как city, inner city, downtown, в редких случаях, когда town все же упоминается в контексте города, то используется в сочетании со словом big, что помогает избежать ассоциации с жилой малоэтажной окраиной крупных городов. В приложении на российскую ментальность таунхаус действительно скорее подходит для загородной застройки, хотя в числе первых проектов на продажу те, что появились в Москве. 
 
Поскольку для иностранцев таунхаус привычный и наиболее привлекательный формат для проживания, то самые первые проекты были арендными, ориентированными на экспатов: «Росинка» и «Покровские холмы». Две английские школы до сих пор становятся веским аргументов в пользу найма представленных здесь таунхаусов. Что касается рынка продаж, то первым стал проект «Подушкино-таун», вышедший в начале 200-х годов. Опыт реализации подтвердил перспективность продукта, и в дальнейшем формат таунхаусов получил свое развитие за пределами городской черты в Подмосковье. Из давно построенных интересных поселков можно выделить: «Ново-Архангельское», «Лапино», «Новахово», «Петровский».
 
Темным пятном в истории развития таунхаусов можно считать эпизоды, когда их появление в элитных проектах было обусловлено прагматичностью девелоперов. Застраивая лучшие участки земли особняками и, высаживая живое ограждение из деревьев и кустарника, часть периметра поселка застраивалась таунхаусами, которые, по сути, служили отбойниками, создавая защитный звукоизолирующий барьер. Лишь в качестве «побочного эффекта» они пополняли собой ассортиментный ряд, являясь доступным по цене предложением в рамках престижного проекта. 
 
Иначе складывалась история поселков, полностью застроенных таунхаусами. Здесь можно говорить о классификации и выделить премиум класс. «Главным критерием оценки поселка является расположение, точнее уникальность места, где он построен, и в меньшей степени площадь и цена, - комментирует Директор Департамента Загородной Недвижимости PENNY LANE REALTY Сергей Колосницын. - Именно благодаря своему расположению только московские таунхаусы можно по праву считать элитными, причем оценивать их стоит в рамках рынка элитных квартир. Это такие проекты как «Сетунь» на Мосфильмовской улице, Silver Place в Серебряном бору,  «Сосновка» в Крылатском. К проектам премиум-класса, где есть таунхаусы, я бы отнес поселки «Флоранс», «Николино», «Довиль», «Новахово», «Резиденции Рублево» - это легендарные проекты, в которых стоимость вполне оправдана достойным уровнем предложения». Не случайно самый дорогой лот среди выставленных на продажу по базе PENNY LANE REALTY как раз в поселке «Флоранс», расположенном на 5 км Рублево-Успенского шоссе. Таунхаус 310 кв. м под ключ на участке 4 сотки с парковым ландшафтом стоит 221 млн руб. (4 млн долларов)».
 
Некоторые поселки таунхаусов вышли на рынок в недорогом сегменте, однако теперь стоимость предложения на вторичном рынке указывает на другой статус. Например, в одном из первых больших поселков «Дубровке» в начале 2000-х годов можно было купить таунхаус за 200 тыс. долларов, а уже в 2006-2007 году цена на них выросла втрое. Ликвидность этого формата объясняется просто: до 2008 года на загородном рынке пользовалось спросом любое жилье, а таунхаусов в принципе было немного.
 
После первого кризиса сегмент дорогих таунхаусов стал терять свою актуальность, – более рентабельным бизнесом для застройщика стало строительство загородного жилья экономкласса. В этом сегменте таунхаусы получили «второе дыхание» и снова оказались на пике спроса. Застройщики быстро сориентировались в изменившихся экономических и социальных условиях и переформатировали их под массовый спрос. Сократив площади, а, следовательно, цену, они смогли сделать проекты прибыльными и ускорили оборот. 
 
Необходимо отметить, что первичный рынок таунхаусов растет за счет появления новых проектов – их количество составляет порядка 25% от общего объема нового загородного жилья. В основном речь идет о поселках экономкласса – до 10 млн руб., и комфорт-класса, стоимость которых не превышает 20 млн рублей, а корректируется такими параметрами как удаленность от МКАД и метраж. Большинство поселков на первичном и вторичном рынках представлено экономклассом – более 70%. Причем 90% спроса приходится на первичный рынок в строящихся проектах.
 
«Бизнес-класс в сегменте поселков таунхаусов мы определяем планкой от 20 до 40 млн руб., - говорит Сергей Колосницын, - в качестве примера я бы привел такие проекты как «Ильинка», «Барвиха Хилс», «Барвиха Клаб», «Парк Авеню». Все, что по стоимости выше, мы относим к премиуму. Важной особенностью этого сегмента является принадлежность проектов к вторичному рынку. Предложения на первичном рынке есть только в «Трувиле» или «Довиле». В целом, доля проектов, где таунхаусы предлагаются по цене от 40 млн руб., не превышает 3-4% рынка». 

Автор: Гавриш Юлия

Количество показов: