Торговый центр для современного человека — нечто большее чем просто площадка для шопинга. Сюда приезжают семьями, чтобы купить одежду и продукты, сходить в кино, отдохнуть с детьми. Зачастую выбор торгового центра зависит именно от его основных арендаторов.

По словам участников рынка, наиболее мощным магнитом для покупателей сегодня являются продуктовые супермаркеты или гипермаркеты. «Спрос на якорные арендаторы определенного типа зависит от размера торгового центра, его местоположения, ценовой категории и специализации. Якорями бывают магазины бытовой техники и электроники, в последнее время список расширился за счет магазинов DIY, известных торговых марок одежды, развлечений. Но продуктовые магазины привлекают наибольшее число посетителей», - говорит Ольга Широкова, директор Департамента консалтинга, аналитики и исследований компании Blackwood. По мнению Андрея Бушина, генерального директора «Миэль-Коммерческая недвижимость», если речь идет о развлекательном центре, то роллердром, каток, слот-салон могут также рассматриваться в качестве якорей.
«В некоторых случаях якорем может выступать кинотеатр. Но если человек идет в кино, он не обязательно настроен заниматься шоппингом. В этом случае выигрывают кафе, рестораны», - комментирует Александр Тишков, директор по России и СНГ, начальник отдела сдачи в аренду торговых помещений компании Jones Lang LaSalle.

По мнению опрошенных участников рынка, якорный арендатор может занимать от 10 до 60% площади торгового центра. «Якорный арендатор занимает 40-60% площади ТЦ, обычно свыше 2 000 кв. м. Наряду с ним в торговом центре могут быть размещены мини-якоря, средняя площадь которых обычно составляет около 500 кв. м. В качестве мини-якорей могут выступать парфюмерные магазины, аптеки и т.п.», - заявляет Ольга Широкова. Как говорит Андрей Бушин, процент площади, которую может арендовать якорный арендатор в ТЦ, во многом определяется масштабом самого торгового объекта и его концепцией. «Если рассматривать формат гипермаркета, то в этом случае якорь может занять порядка 10-15% от общей площади ТЦ», - комментирует он.

Столичные якорные арендаторы в некоторой степени отличаются от региональных. По мнению Ольги Широковой из Blackwood, различия состоят в том, что в регионах в качестве якорей могут выступать местные торговые марки, популярные среди населения. При этом у таких якорей требования к торговым центрам могут быть ниже, чем у федеральных сетей. «Сейчас в Москве по пальцам можно пересчитать операторов, которых можно назвать полноценными якорями, - говорит Андрей Лунтовский, генеральный директор «Рубин девелопмент». - В регионах дело обстоит еще сложнее. Следует сказать, что якорь, хорошо работающий в Москве, не всегда дает такой же результат в регионах. Здесь можно вспомнить IKEA в Казани».

Если говорить о сервисах в торговом центре, то, по мнению Андрея Лунтовского, в будущем, с ростом конкуренции, сервисные функции выйдут на передний план, детали станут важнее. «Сегодня это дополнительная функция, дополнительный комфорт помимо главного преложения. Но скоро именно сервисные функции станут главным критерием при выборе той или иной площадки для шоппинга», - говорит Лунтовский. «Теоретически даже банк может быть якорным арендатором, но на практике это бывает крайне редко и совсем не характерно для современных ТЦ. Якорь – это, прежде всего, привлечение больших потоков потенциальных покупателей для остальных арендаторов, а не просто «место», куда конкретно пришли люди, получили определенную услугу и ушли», - комментирует Ашот Барсегян, руководитель направления коммерческой недвижимости агентства недвижимости МИАН.

Но якорный арендатор — не обязательное условие работы торгового центра. «Если торговый комплекс находится в центре города, то сильной потребности в якорном арендаторе нет. Нужен, в первую очередь, хороший микс товаров и правильный набор дополнительных сервисов», - говорит Андрей Лунтовский из «Рубин девелопмент». В качестве примеров эксперты называют «Охотный ряд», «Крокус Сити», «Петровский пассаж». По словам Александра Тишкова, отсутствие якоря возможно только в одном случае - если ТЦ стоит в центре города с хорошей пешеходной проходимостью и транспортной доступностью. «В таких случаях человека может привлечь, например, бесплатный туалет в Макдоналдсе или удобная парковка», - говорит он.

Автор: Наталья Феднева
Источник: Русская Недвижимость

28.10.2008 15:30