3 непривычные тенденции в офисном строительстве в 2024 году

Несмотря на востребованность качественных офисов среди инвесторов и арендаторов, застройщики продолжают «играть» с форматами и предлагать нетипичные для рынка варианты, которые увеличивают спрос. Какие именно — рассказали специалисты девелоперской компании West Wind Group.

Особняк в особняке

Для офисного рынка Москвы за последние год-полтора стал привычным редевелопмент дореволюционных зданий и перепрофилирование их в современные бизнес-центры, в архитектуре которых сохраняется атмосфера историзма. Теперь в рамках этого формата набирает популярность новый. Инвесторы стремятся владеть не просто офисом, а большой частью такого бизнес-центра — с отдельным входом, собственным ресепшен и другой инфраструктурой. Девелоперы по возможности идут навстречу пожеланиям покупателей и там, где могут, создают обособленные офисные пространства в рамках одного здания.

Неожиданные локации

Столичные девелоперы начинают заявлять качественные проекты в районах, нетипичных для БЦ высокого класса и расположенных далеко от центра. Например, Новая Москва, Бутырский район или Щукино. Пока это единичные инициативы, но они будут звучать все чаще в связи с реализацией программы по созданию и развитию мест приложения труда, которая действует за пределами ТТК. Застройщики идут туда, чтобы получить льготу по смене вида разрешенного использования участка. Проблем со спросом в большинстве проектов возникнуть не должно. Бизнес активно развивается по всей Москве, включая удаленные уголки, поэтому свободные площади могут заполнить жители близлежащих районов. Особенно это относится к локациям с высокими темпами жилищного строительства.

Уменьшение нарезки в БЦ класса А

Площади помещений тоже меняются вслед за спросом. Нарезка становится небольшой во всех классах, включая премиальный и элитный. Наиболее ярко эта тенденция проявилась, когда ушли западные корпорации, и в структуре покупателей и арендаторов стало больше российского малого и среднего бизнеса. Среди его представителей востребованы лоты до 300 м2 — они сравнительно недорогие и самые ликвидные с точки зрения быстрой перепродажи или сдачи в аренду.

В результате в новых БЦ класса А все больше предложений по 80 м2, 100 м2, 150 м2 и т.д. Еще сравнительно недавно для бизнес-центров такого уровня была стандартной нарезка от 1000 м2, под одного резидента могли предусмотреть целый этаж.

«Последние две тенденции, скорее всего, станут массовыми, т.к. затрагивают объекты нового строительства. Что касается «особняков в особняке», технически это реализуемо не в каждом проекте редевелопмента, т.к. в большинстве объектов важно бережно отнестись к архитектуре и конструктивным элементам. Поэтому такое предложение — штучное на московском рынке», — резюмировала Елизавета Ильюхина, руководитель коммерческого департамента West Wind Group.



Справка:

Компания West Wind Group работает на рынке коммерческой недвижимости Москвы с 2004 года, занимаясь редевелопментом и управлением офисных центров. По данным «РБК Исследования рынков», West Wind Group второй год входит в топ-10 российских девелоперов, работающих в сфере офисной недвижимости. Компания занимает лидирующие позиции по продаже объектов и сдаче в аренду. Среди реализованных проектов West Wind Group — бизнес-центры класса В+ «Сады Этрета», Crosswall Khamovniki, Crosswall, Sugar Factory. Их отличительная черта — реисторизм, сочетание «прошлого и будущего». В зданиях сохранен исторический дух и при этом создан эксклюзивный дизайн интерьеров в соответствии с современными тенденциями офисного рынка.

Один из последних реализованных проектов — бизнес-центр «Сады Этрета» на Цветном бульваре — результат редевелопмента здания начала ХХ века в современный офисный центр с обустроенной зоной отдыха на эксплуатируемой кровле. Для работы резидентам предлагаются офисы с ремонтом и мебелью. В архитектуре и дизайне прослеживаются черты неоклассики и футуризма, большинство элементов интерьера — предметы авторской работы. Бизнес-центр является победителем премии CRE Moscow Awards 2023 в номинации «Редевелопмент офисной недвижимости».

Компания: Promotion Realty

Количество показов: