Объявленный режим самоизоляции, вызванный эпидемий коронавируса, поставил на паузу работу тысяч компаний малого и среднего бизнеса. Не все из них смогли пережить «коронакризис», возобновив деятельность после снятия ограничений. По подсчетам экспертов Циан.Коммерческая, число желающих продать готовый бизнес после самоизоляции выросло на треть в крупнейших городах РФ. Чаще всего уходят с рынка владельцы гостиниц, офисов, а также развлекательных заведений.
П Число желающих продать готовый бизнес после самоизоляции выросло на 28% в крупнейших городах. Хуже всего пережил «карантин» бизнес в Воронеже, Самаре и Уфе, где число предпринимателей, продающих бизнес, выросло в два раза. В Москве рост составил 28%.
П Чаще всего уходят с рынка владельцы гостиничного бизнеса, офисов, развлекательных заведений, компаний, связанных со сферой спорта, а также – салонов красоты и образовательной сферы (для детей).
П Более устойчивым бизнесом (с минимальным приростом по числу объявлений в продаже) оказался автомобильный бизнес, коворкинги, медицинские клиники, пекарни и кафе.
П В туристических городах (Москва, Казань) предприниматели продают гостиницы, в Нижнем Новгороде, Челябинске, Красноярске, Воронеже – развлекательные заведения. В Волгограде – спортклубы, в Уфе – автосервисы, в Ростове-на-Дону – клиники.
П В 6 из 15 городов-миллионников основную долю готового бизнеса в реализации составляют кафе и рестораны. Еще в 5 городах – салоны красоты. В Москве и Санкт-Петербурге готовый бизнес в продаже чаще всего представлен гостиницами.
П Текущий интерес к покупке готового бизнеса на четверть ниже, чем в начале года. Самые низкие показатели – в Челябинске (-54%), Перми (-47%), Красноярске (-44%). Быстрее восстанавливается спрос на готовый бизнес в Уфе, Волгограде и Самаре.
П Во время самоизоляции спрос на готовый бизнес просел на 39% относительно начала года. В сравнении с «карантином» текущий спрос выше на 20%.
I. Число желающих продать свой бизнес после самоизоляции выросло на треть
Режим самоизоляции стал серьезным испытанием для бизнеса. Компании наиболее пострадавших отраслей, официально выделенных на уровне российского правительства, получили поддержку в виде отсрочки по налогам и страховым взносам, моратория на проведение проверок налоговыми органами, беспроцентного займа на выплату зарплаты и пр. Даже с учетом мер поддержки, не все предприниматели смогли пережить «коронакризис» и вернуться к работе после самоизоляции. Часть из них были вынуждены продавать готовый бизнес, не имея ресурсов для его возобновления и развития.
Эксперты Циан.Коммерческая сравнили число объявлений о продаже готового бизнеса в начале марта 2020 года (в относительно стабильный период - до девальвации рубля и самоизоляции) и в начале октября 2020 года.
По подсчетам экспертов, число желающих продать свой бизнес после самоизоляции увеличилось в целом по всем городам-миллионникам на 28%. Средние по стране значения наблюдались в Волгограде (26%), Москве и Челябинске (по 28%), Новосибирске (29%). В полтора раза увеличилось число желающих продать бизнес в Ростове-на-Дону (45%), Казани (51%), Нижнем Новгороде (59%). Самая сложная ситуация – в Уфе, Самаре и Воронеже, где готовый бизнес сегодня продается в два раза чаще, чем еще в марте.
Впрочем, в ряде городов «коронакризис» не стал причиной массового закрытия бизнеса. К примеру, в Перми и Екатеринбурге число объявлений в продаже увеличилось всего на 6%. А в Омске и Красноярске найти готовый бизнес стало сложнее: выбор сократился на 9% и 15% соответственно.

Прирост числа объявлений о продаже готового бизнеса октябрь 2020/март 2020
Город
Прирост кол-ва объявлений в сравнении с мартом
Воронеж
126%
Самара
122%
Уфа
90%
Нижний Новгород
59%
Казань
51%
Ростов-на-Дону
45%
Новосибирск
29%
Челябинск
28%
Москва
28%
Волгоград
26%
Екатеринбург
14%
Пермь
6%
Санкт-Петербург
6%
Омск
-9%
Красноярск
-15%
Всего
28%
Источник: Циан.Коммерческая
II. От какого бизнеса «избавляются» предприниматели
В список особо пострадавших отраслей, определенный правительством, вошли более десятка сфер, среди которых гостиничный бизнес, туризм, рестораны, сфера бытового обслуживания. Несмотря на реализованные меры поддержки, именно в данных отраслях наблюдается наибольший прирост объявлений о продаже готового бизнеса.
Аналитики Циан.Коммерческая проанализировали структуру предложений о продаже готового бизнеса в городах-миллионниках, выяснив, предприятия какой отрасли стали продаваться чаще. Для этого были выбраны отрасли, предложения в которых на сегодняшний день превышает 500 объектов (по всем городам-миллионникам).
На первом месте – гостиничная отрасль (+49% объявлений о продаже готового бизнеса). В отсутствии деловой активности, ограничений на передвижения между регионами, закрытия границ, а вместе с тем – и сокращение в разы туристического потока, в России закрываются гостиницы, хостелы, гостевые дома. Продавать такие объекты стали чаще в полтора раза, чем еще в марте 2020 года.
На втором месте по приросту объявлений – офисы (+36%), что также ожидаемо, учитывая переход многих сотрудников на дистанционный режим работы и в целом – массового расторжения договоров аренды во время ограничительных мер, когда компании не могли продолжать вносить арендные платежи из-за того, что практически весь бизнес был поставлен на паузу.
На третьем месте – индустрия развлечений (+25%). На четверть увеличилось предложение о продаже ночных клубов, помещений под выставочные залы и галереи, кальянные, оборудованные квест-комнаты, помещения под боулинг, базы отдыха и пр. В самоизоляцию россияне отказались от подобных развлечений, да и после снятия ограничений посещаемость таких заведений оказалась ниже, чем до кризиса – как из-за эпидемиологической обстановки, так и за счет снижения уровня доходов.
На четвертом месте – спортивная отрасль (+24%): на четверть больше в продаже стало фитнес-клубов, бассейнов, гимнастических и тренажерных залов, залов для йоги, школ танцев. Все эти заведения также столкнулись с резким падением спроса, многие вынуждены были закрыться.
На пятом месте – салоны красоты, парикмахерские, массажные и маникюрные салоны, (+15%). Для их также действовали ограничительные меры. Не все пережили «коронакризис» - многие помещения «под ключ», готовые к открытию салона, вышли на рынок.
На столько же (15%) увеличилось число предпринимателей, продающих бизнес, связанный с детьми (детские развивающие клубы, частные детские сады и пр.).

Компания: ЦИАН

Количество показов: