Девальвация рубля на 20% привела к всплеску спроса на рынке недвижимости в полтора раза – россияне пытаются спасти сбережения, вложив деньги в квадратные метры. Одновременно в стране действуют ограничительные меры, призванные снизить распространение коронавируса. Эксперты Циан выяснили, как реагируют на ситуацию продавцы недвижимости в крупнейших городах России, изменилась ли стоимость жилья за последние три недели, а также оценили реакцию потенциальных покупателей на происходящие события.
Аналитики Циан проанализировали, как менялась цена квадратного метра на вторичном рынке в городах-миллионниках РФ. Учитывались квартиры, которые были в продаже на протяжении последних шести недель: 6 марта (накануне обесценивания рубля) а также за три недели до (14 февраля) и после этой даты (27 марта). В выборку попали более 100 тысяч лотов.
П Средние цены предложения в городах-миллионниках почти не изменились;
П Продавцы стали реже менять цены;
П После падения рубля цены были повышены для 5% квартир, для 14% лотов стоимость снизилась;
П Цены снижали в среднем на 3%, а повышали – на 5%.
П Собственников, дважды снизивших цены (в феврале и марте), оказалось в 15 раз больше, чем тех, кто дважды повысил прайс.
П Повышение цены не стало «спорт-фактором» для покупателей. На объявления, где цена выросла приходится 7,7% просмотров (до кризиса интерес покупателей к таким лотам был ниже (около 5%)).

I. Продавцы стали реже менять цены
После начала кризиса продавцы реже меняли заявленные цены, чем в «докризисные» недели (с 14 февраля по 6 марта). Количество корректировок цен собственниками снизилось на 7% в среднем по всем городам-миллионникам. Больше других решили взять паузу продавцы недвижимости в Перми (-13% правок цен), Новосибирске (-11%), Москве (-10%), Волгограде, Челябинске и Омске (-9%). Только в Уфе активность продавцов сохранилась на прежнем уровне. Ни в одном из крупных городов собственники не стали активнее менять цены. Эксперты связывают такое поведение с неопределенностью на рынке. С одной стороны, наблюдается всплеск интереса клиентов, желающих спасти сбережения. С другой стороны, неблагоприятная эпидемиологическая обстановка ограничивает число поездок по городу и вместе с тем – количество просмотров квартир. Поэтому многие собственники решили взять паузу, чтобы разобраться с дальнейшей стратегией продаж.
Активность продавцов по изменению цен 6-27 марта/14 февраля-6 марта

Город
Изменили цены 6 марта по отношению к 14 февраля, % от числа продавцов
Изменили цены 27 марта по отношению к 6 марта, % от числа продавцов
Количество действий по изменению цен: 6-27 марта/
14 февраля-6 марта
Пермь
16%
14%
-13%
Новосибирск
21%
19%
-11%
Москва
26%
23%
-10%
Волгоград
18%
16%
-9%
Омск
16%
14%
-9%
Челябинск
17%
16%
-9%
Ростов-на-Дону
10%
9%
-7%
Воронеж
18%
17%
-7%
Екатеринбург
22%
21%
-7%
Нижний Новгород
19%
18%
-7%
Санкт-Петербург
24%
23%
-4%
Красноярск
16%
15%
-3%
Самара
19%
19%
-3%
Казань
22%
22%
-3%
Уфа
21%
21%
0%
В среднем
20%
19%
-7%

II. 18% собственников изменили стратегию продаж
Продавцы стали чаще увеличивать стоимость. За последние три недели цены были повышены для 5% квартир (против 3% в «докризисный» трехнедельный период). Получить дисконт стало сложнее. За последние три недели для 14% квартир цена была снижена, в докризисный период цены уменьшились для 17% всех лотов в продаже.
Эксперты Циан отмечают, что 72% продавцов не меняли стратегию, несмотря на новые факторы, оказывающие влияние на рынок. На протяжении последних шести недель цены остались прежними для 67,5% квартир. 4,5% продавцов снизили стоимость и до, и после 6 марта. Всего для 0,3% лотов стоимость выросла за оба периода. По подсчетам экспертов, собственников, дважды снизивших цены, оказалось в 15 раз больше, чем продавцов, продолжающих наращивать стоимость.
Продавцы стали менее оптимистичны. Для 8,9% квартир, стоимость которых не менялась в докризисный период, собственники понизили цены после дестабилизации экономической обстановки. Одновременно повысили прайс после стагнации только 3,2% продавцов. Рост цен в докризисный период сменился снижением для 0,6% квартир.

Изменение стратегии продаж до и после обесценивания рубля



6 марта-27 марта
14 февраля-
6 марта
Стратегия
Цена упала
Цена не изменилась
Цена выросла
Цена упала
4,5%
11,3%
1,4%
Цена не изменилась
8,9%
67,5%
3,2%
Цена выросла
0,6%
2,3%
0,3%
Источник: Аналитический центр Циан
Наиболее активно за последние три недели повышали стоимость продавцы в Санкт-Петербурге (цена выросла для 8% лотов), Москве (7%), Воронеже (6%). Наибольшая доля квартир со снижением цены пришлась на Уфу и Казань (18%), а также Екатеринбург (17%). Эксперты Циан объясняют активное уменьшение цен на недвижимость желанием найти покупателя до возможного пересмотра ключевой ставки. Напомним, только 20 марта стало известно, что ставка сохранится на текущем уровне. Фактически две недели рынок поддерживал ажиотаж, вызванный возможным подорожанием ипотеки.

III. Цены снижали в среднем на 3%, повышали – на 4,8%
По данным Циан, квартиры с отрицательной ценовой динамикой подешевели в среднем на 3% как до, так и после 6 марта. Для квартир с ростом цен повышение составило в среднем 4,5% до «кризиса» и 4,8% после. Наибольший прирост цен зафиксирован в Воронеже, Перми и Челябинске (от 5,6% до 6%, только по квартирам с положительной динамикой). Максимальное снижение отмечено в Ростове-на-Дону, Челябинске и Перми (от 3,5 до 4,2%)

Компания: ЦИАН

Количество показов: