Торговая недвижимость в поисках эффективных решений

12 февраля 2019 года в Meeting Point White Gardens состоялась ежегодная практическая конференция «Управление торговой недвижимостью», участие в которой приняли ведущие эксперты рынка.

В ходе первой части конференции «Стратегии образцового содержания» участники обсудили мировые тренды и российские реалии сектора торговой недвижимости, определили перспективные направления для преобразований, а также узнали, как изменилось сегодня поведение покупателя и каковы перспективные ниши для нового развития сегмента.

Открывая встречу, Владимир Савицкий, генеральный директор Retail Vector, обозначил ключевые предпосылки, влияющие на рынок сегодня: «Мы наблюдаем стагнацию в экономике, и в ближайшие три года, согласно аналитике, ситуация не изменится. Кроме того, определенным риском становится растущий уровень конкуренции. Однако существует и положительный тренд – реализация крупных транспортных программ, среди которых ввод новых станций метро, запуск московского центрального диаметра, создание транспортно-пересадочных узлов. Это позволяет создавать ТЦ в выгодной локации, что, в свою очередь, гарантирует объекту необходимый трафик и обеспечивает эффективность работы». Эксперт также выделил наиболее сильных игроков московского рынка, которые успешно развиваются в современных условиях, оставаясь уникальными и востребованными.

«Как правило, торговая недвижимость сильнее реагирует на изменения рынка и быстрее подстраивается под его тенденции», – отметил Станислав Хелминский, генеральный директор Alto Properties. Он познакомил участников с требованиями современного рынка и остановился на аспектах, которые следует принимать во внимание девелоперу при строительстве нового объекта: «Перед нами ставится два вопроса: где строить и что строить? И если раньше локация была важнейшим фактором, то, помимо этого, в текущей экономической ситуации нужно уходить в качество».

Денис Иванов, управляющий партнер ООО «ОДИН», поделился своей экспертизой в области налаживания коммуникации с посетителями и арендаторами: «Чтобы девелоперу успешно конкурировать на рынке, необходимо быть в курсе последних событий и внедрять новые технологии в рабочий процесс. Например, для автоматизации входящих потоков и интеграции разрозненных каналов в единую систему существует голосовой помощник – тренд на цифровом рынке. Это отличный инструмент, который способен распознать голос, принимать обращения, обрабатывать их, передавать поручения в профильный отдел и сообщать результат».

В продолжении темы применения инновационных технологий, Мария Адаменко, директор по развитию бизнеса Triple+ в России, подняла немаловажный вопрос: за счет чего происходит оптимизация эксплуатационных расходов? Однозначный ответ – за счёт применения эффективных технических решений. В качестве яркого примера спикер продемонстрировала коллегам данные в поддержку использования системы защиты от протечек: «Согласно исследованиям, 28% причин повреждения недвижимости происходит из-за воды в местах общего пользования, именно поэтому необходимо внедрять современное оборудование и инновационные системы защиты. Они не только уменьшат затраты на сервисный персонал, но, фактически, сведут к минимуму последствия непредвиденных ситуаций и позволят снизить эксплуатационные издержки».

В дискуссии также приняли участие: Виталия Львова, генеральный директор Promotion Realty; Елена Енина, руководитель отдела управления активами ГК ТРИНФИКО; Екатерина Гресс, генеральный директор «IDEM-Консультанты по торговой недвижимости», председатель комитета по торговой недвижимости РГУД.

Вторая часть конференции состоялась в формате business-баттла между девелоперами и арендаторами ТРЦ, где участники обсудили самые актуальные проблемы, возникающие при совместной работе, обозначили болевые точки при выстраивании отношений, и определили наиболее эффективные векторы взаимовыгодного сотрудничества, подтвердив философскую мудрость, что в споре рождается истина.

На стороне девелоперов выступили: Ольга Магус, директор по аренде департамента управления недвижимостью Colliers International; Юлия Дьякова, директор по аренде non fashion ТЦ АВИАПАРК; Ольга Стариченко, коммерческий директор ТЦ МОЗАИКА. Сторону арендаторов представляли: Светлана Ярова, руководитель департамента брокериджа коммерческой недвижимости RRG; Борис Кац, директор по развитию хобби-гипермаркетов Леонардо; Алексей Фролов, руководитель отдела недвижимости сети магазинов «Снежная Королева»; Михаил Сафонов, директор по развитию Property Management & Retail, Knight Frank РМ; Юрий Лосев, вице-президент по развитию компании «Азбука Вкуса». Модератором сессии, третьей стороной, стала Елена Лебедева, управляющий партнер «Знак».

Говоря о выстраивании отношений при совместной работе, Ольга Магус выразила мнение, что противостояние между арендаторами и собственниками ни к чему не приведёт: «Совместные усилия необходимо направить на достижение общих целей. Несомненно, у обеих сторон присутствуют свои интересы, но точки соприкосновения есть всегда, и важно быть готовым к диалогу».

В продолжении темы возможного компромисса спикеры поговорили о взаимных ожиданиях и претензиях. «Основное, чего боится арендатор – назначение несправедливых штрафов. Если есть нарушения, то сначала должно следовать предупреждение», – заявил Борис Кац. С мнением эксперта согласился Михаил Сафонов: «Штрафы должны быть вынужденной мерой, применяемой только в крайнем случае, ведь бизнес в сфере недвижимости – процесс, нацеленный на построение долгосрочных отношений».

Возражая коллегам, Юлия Дьякова отметила, что существующие правила не могут подразумевать предупреждений: «Правила торгового центра являются безусловным приложением к договору. Грамотное юридическое сопровождение и ответственный подход арендатора к процессу подписания документов, позволяет выявить ключевые положения заранее». С другой стороны, Юлия Дьякова согласилась, что девелоперу необходимо оставаться лояльным.

Юрий Лосев поддержал мнение обеих сторон, однако заметил, что «…в настоящее время, девелопер не заботится об арендаторе, и, в целом, участники не делают шагов навстречу»

К достижению компромисса призвала и Ольга Стариченко. Спикер обозначила общую цель при выстраивании арендных отношений, которая заключается в удовлетворении потребностей покупателя. Так же она добавила, что девелоперу надо работать над объектом, начиная от технической составляющей, заканчивая имиджевой стороной, и без нормальных отношений с арендатором это невозможно.

О взаимных рисках при выстраивании отношений напомнил Алексей Фролов: «Если девелопер не дополучил денежные средства, то у него увеличиваются сроки окупаемости, а если у арендатора очень высокая ставка – то это прямой операционный убыток».

Кроме того, в рамках дискуссии, участники проанализировали успешные кейсы компаний. Борис Кац, исходя из своего опыта, резюмировал, что ожидают арендаторы от собственников ТЦ: «Качественная инфраструктура ТЦ, честная аналитика о проходимости, прибыли, рейтинге арендаторов, упрощение согласования рекламы, продуманная парковочная зона, надежная охрана». Необходимость честной аналитики для арендаторов подтвердила и Светалана Ярова. С другой стороны, эксперт встала на защиту собственников: «Девелоперы готовы предоставлять информацию, если взамен получают данные по обороту».

Еще одной важной темой встречи стало распределение сфер ответственности при совместной работе. Михаил Сафонов выразил озабоченность по поводу создания девелопером надлежащих условий. «В погоне за сокращением стоимости строительства, собственники не обеспечивают должное качество инженерных коммуникаций», – заключил эксперт.

Подводя итоги, эксперты конференции обсудили современные тенденции ритейла, дали свои прогнозы и обозначили перспективные направления, а также поделились рецептами, способными обеспечить проекту востребованность и высокий доход.

Практическая конференция «Управление торговой недвижимостью» состоялась при поддержке Российской гильдии управляющих и девелоперов (РГУД), Ассоциации инвесторов Москвы (АИМ). Организатор мероприятия – учебный центр Academy of Real Estate (ARE), оператор – PROEstate Events.

Партнеры – ООО «ОДИН», Triple plus.

Информационные партнеры: портал о торговой недвижимости и ритейле Shopandmall, портал Zdanie.info, BSN.ru, Строительная газета, портал БизнесАренда, портал OFFICEvMOSKVE.ru, портал New Retail, порталы Restate и База метров, независимый портал о недвижимости RussianRealty, телеграм-канал Nedvizha.

Компания: Дайджест Недвижимости

Количество показов: