В любой сфере бизнеса к лидирующим компаниям всегда привлечено повышенное внимание. Именно они создают самые прогрессивные технологии и продукты, их развитие идет наиболее быстрыми темпами, к ним в первую очередь обращаются клиенты. Одна из таких компаний-лидеров на московском рынке недвижимости - "МИЭЛЬ-Недвижимость". Неудивительно, что ее руководители имеют огромный авторитет в профессиональном сообществе. На вопросы RussianRealty ответил Дмитрий Лебедев, председатель Правления компании "МИЭЛЬ-Недвижимость".

Дмитрий Владимирович, как вы пришли в риэлторский бизнес?

Это произошло относительно случайно. Я получил педагогическое образование, потом работал в Российском институте повышения квалификации на кафедре педагогики и психологии, а кроме этого - учителем естествознания в авторской школе Тубельского, с экспериментальной системой обучения. В отличие от обычной школы, всю неделю дети там занимались только одним предметом. В первый день они выбирали темы, над которыми всю неделю работали в классе и библиотеке под моим руководством, а в последний день эти темы защищали. При такой системе обучение для детей становится естественным процессом, а не зубрежкой.

Жизнь была интересной, меня увлекали педагогика и психология, но за работу платили столько, что практически ни на что не хватало. И, поскольку я всегда был человеком деятельным, то решил открыть свое дело. Для начала напечатал на машинке объявление с домашним телефоном - сдам, сниму, куплю, продам квартиру. Расклеил по столбам, и через некоторое время начали поступать звонки, пошли первые сделки. Когда появились деньги, я нанял диспетчеров, дело стало продвигаться быстрее. Потом ко мне присоединились друзья, мы стали работать вместе.

То есть вы начинали обычным маклером?

Конечно. Причем в девяносто втором году мы работали только на домашних телефонах, офиса еще не было. Годом позже я создал фирму "ЛеРу" и стал ее генеральным директором. Для того времени это была достаточно крупная компания, а в 98-м году она объединилась с компанией "МИЭЛЬ-Недвижимость".

Почему в первом объявлении вы напечатали именно "куплю-продам квартиру"? Ведь многие в то время пошли в торговлю, другие области бизнеса?

Мне было неинтересно просто реализовывать товары. Недвижимость - это не только покупка-продажа, это услуги. Наверное, тогда я это не очень хорошо понимал, но интуитивно чувствовал, что в риэлторской деятельности многое связано с моими увлечениями. Здесь бизнес строится на общении с клиентом - это психология в чистом виде. Оказание услуги состоит не только в самой сделке, но в эмоциях, которые ее сопровождают. Сделка считается успешной, только если клиент остается доволен, если говорит риэлтору спасибо. Среди клиентов встречаются самые разные люди, а совершение операции с недвижимостью всегда сопровождается стрессами. Так что без глубоких психологических знаний здесь не обойтись.

Для того, чтобы фирма процветала и сотрудники хорошо работали, необходимо постоянное повышение их квалификации, учеба - одним словом, педагогика. Не случайно в недвижимости работает большое количество бывших преподавателей.

Дискомфорта при переходе из педагогики в риэлторский бизнес у вас не возникло?

Сначала было непривычно, например, много разговаривать по телефону, постоянно общаться с незнакомыми людьми. А основной дискомфорт был связан с наличием криминала - не только в недвижимости, вообще в бизнесе. Конечно, когда учишься в институте, с этим не сталкиваешься?

Почему именно вы стали руководителем фирмы?

Если честно, я не ставил цели быть начальником. Для меня главной ценностью является дело, которым я занимаюсь, а карьера - на втором плане.

То, что именно я стал генеральным директором, ни у кого споров не вызывало. Это было вполне естественно - я был инициатором дела, обладал большим опытом, готовил документы при создании компании?

Давайте вернемся к объединению "ЛеРу" и "МИЭЛЬ". В то время это был нестандартный поступок. Как вы пришли к этому решению, в чем увидели выгоду для своего дела?

На тот момент мы с Григорием Куликовым уже были знакомы несколько лет, и наши офисы находились в одном районе. Изначально у нас с ним похожий подход к проведению сделок и к рынку недвижимости вообще. Мы обменивались информацией и документами, у наших компаний была общая база клиентов. Поэтому объединение стало вполне естественным и логичным шагом.

К счастью, я обделен желанием быть единоличным владельцем чего-либо. Для меня интересна сама суть партнерских отношений, которая позволяет обсуждать вопросы и принимать взвешенные решения.

В чем секрет успеха компании "МИЭЛЬ-Недвижимость"?

В людях. В результате целенаправленной политики мы сумели собрать большое количество высокопрофессиональных специалистов, готовых принимать самостоятельные решения и нести за них ответственность - от топ-менеджеров до агентов. В "МИЭЛЬ-Недвижимость" выработана разноуровневая система обучения персонала, для каждого звена есть свои программы повышения квалификации. При этом мы стремимся все время "держать руку на пульсе" - учимся у своих партнеров и конкурентов, исследуем новые тенденции рынка.

Есть такое мнение, что у вашей компании жесткий стиль работы на рынке. Соответствует ли это действительности, и в чем эта жесткость?

Это мнение наших коллег-риэлторов, с которыми мы проводим сделки на вторичном рынке жилья. В "МИЭЛЬ-Недвижимость" определен четкий алгоритм проведения сделки, проверенный годами. Мы предъявляем очень строгие требования к документам и юридической стороне сделки. Наша компания действительно ведет себя жестко в отстаивании своей позиции. Это не какие-то особые условия для окружающих, это правила, перед которыми равны все контрагенты сделки - и клиенты, и конкуренты, и мы сами.

Это не наша прихоть - этого требует рынок. Мы выдаем гарантийные обязательства, поскольку уверены, что качество нашей проверки гарантирует юридическую чистоту сделки. Если же у клиента "МИЭЛЬ-Недвижимость" все же возникли проблемы с жильем, которое он приобрел с нашей помощью, то мы несем за это ответственность. Я уверен, что со временем все компании возьмут за правило отвечать за качество своей работы.

Являются ли эти жесткие требования одной из составляющих успеха "МИЭЛЬ-Недвижимость"?

Да, потому что это реалии современного рынка недвижимости. У нас большой опыт работы, мы понимаем проблемы рынка, следим за тенденциями его развития и правильно оцениваем ситуацию. Мы знаем технологию работы и понимаем, что может случиться, если ее нарушить.

Какие качества вы считаете необходимыми для руководителя?

На этот вопрос трудно ответить коротко? Руководитель должен подходить к решению вопросов системно, уметь принимать во внимание большое количество аргументов и мнений и при всем этом обладать своей четкой позицией, уметь ее отстаивать. Руководителю необходимо быть в курсе событий. Часто приходится встречать людей, занимающих высокие должности, но выпавших из сегодняшней жизни - они не обращают внимания на то, что происходит вокруг. Такой подход может отбросить компанию назад в развитии.

Руководителю обязан быть мастером коммуникации, поскольку в компании трудятся совершенно разные люди, и с каждым нужно найти общий язык. Он должен продумать систему, при которой люди будут работать по определенным корпоративным правилам, и при этом останутся нацеленными на результат.

Еще одно из основных качеств хорошего руководителя - это умение достигать поставленной цели.

Какова цель, стоящая сегодня перед компанией "МИЭЛЬ-Недвижимость"?

По этому поводу говорить можно много, поскольку наши цели хорошо проработаны и многоступенчаты. Мы стремимся быть компанией, которая удовлетворяет запросы клиента, какими бы они ни были.

Компания постоянно работает на улучшение качества предоставляемых услуг. Это - одна из целей, для достижения которой у нас создан специальный комитет. В его компетенцию входит повышение квалификации сотрудников, стандарты обслуживания клиентов, и многие другие вопросы.

А стоит ли перед вашей компанией задача экспансии на московском рынке недвижимости? Какую долю рынка вы хотите занять?

Насколько я знаю, в мире нет ни одной риэлторской компании, которая занимала бы более тридцати процентов рынка в мегаполисе. Но мы не ставим перед собой цель, выраженную в процентах.

Но вашу долю на рынке вы, тем не менее, считаете?

Это очень сложно сделать. На рынке огромное количество участников, и информация, как правило, скрыта. Мы отслеживаем работу конкурентов, и, по крайней мере, не отстаем от них. Есть сектора рынка недвижимости, в которых мы не являемся лидерами, где у нас есть серьезные конкуренты. Например, строительство в Москве, или коммерческая недвижимость.

Кроме того, компания активно расширяет свою территориальную сеть. К 2005 году мы планируем иметь порядка сорока отделений в Москве и Подмосковье. На сегодняшний день "МИЭЛЬ-Недвижимость" - это девятнадцать офисов в Москве, один в подмосковном Серпухове, и еще несколько находятся на стадии оформления. Как профессионалы, мы предъявляем к помещениям очень жесткие требования, и как только находим подходящее, сразу его занимаем.

Рынок недвижимости многогранен. Какой из его сегментов лично для вас наиболее интересен?

Мы с Григорием Куликовым разделили сферы контроля. Я являюсь куратором новостроек и коммерческой недвижимости, он - вторичного и загородного рынков. При этом основные решения принимаются совместно.

Лично у меня нет особых предпочтений в выборе направления. Мне нравится работать в сфере услуг. Это живое общение с клиентом. Тем более, что сама система работы в разных сегментах рынка практически одинакова.

Решен ли ваш жилищный вопрос?

Слава Богу, решен.

Удается ли в своей личной жизни применять те знания, которыми вы владеете как профессионал?

Так получается, что свой квартирный вопрос мне приходится решать регулярно. Самый большой промежуток, когда я жил на одном месте, это пять лет. Вот и в этом году опять переезжаю, и лет через пять, наверное, опять перееду. Меняется рынок, меняются представления о жизни, соответственно, и требования к жилищу. Смена места жительства вполне естественна. Нашим клиентам я желаю того же - легко менять свой жилищный статус.

По американской статистике человек меняет жилье в среднем раз в пять лет. У нас - раз в двадцать пять, в тридцать лет. Для того, чтобы этот срок уменьшился, должна заработать система ипотечного кредитования, которая сегодня, к сожалению, занимает очень малую долю рынка.

На ваш взгляд, каковы перспективы российского рынка недвижимости? Насколько он конкурентоспособен, привлекателен с точки зрения инвестиций? Какое будущее его ждет в ближайшие десять лет?

Российский рынок в последнее время стал более цивилизован. Есть сложившаяся практика, есть правила, по которым нужно работать. Экономика страны развивается быстрыми темпами и не только в сфере сырьевых ресурсов. Начинают восстанавливаться и развиваться другие отрасли, у населения появляются хорошие перспективы повышения доходов. Покупательская способность повышается. И, несмотря на достаточно высокий уровень цен на жилье, наблюдается дефицит предложения, который в ближайшее время не будет исчерпан. Соответственно, существуют прекрасные предпосылки для дальнейших инвестиций в недвижимость.

Постепенно начинает работать система ипотечного кредитования. Однако только после того, как будет создана соответствующая законодательная база и получение кредита станет вопросом естественным и быстро решаемым, люди в должной мере оценят такую возможность улучшения свои жилищных условий. Я уверен, что стабилизация, которую отмечают многие операторы рынка, положительно повлияет на развитие риэлторского бизнеса в России.

RussianRealty, Сергей Рымов.

Источник: Русская Недвижимость

19.11.2008 15:40