Безупречная репутация в российском бизнесе дорогого стоит. Очень немногие фирмы имеют непререкаемый авторитет в глазах и клиентов и коллег. Одна из таких компаний на рынке недвижимости - Stiles & Riabokobylko, ее совладельцами являются американец Марк Стайлз и россиянин Сергей Рябокобылко. На прошлогоднем Конгрессе Ассоциации Риэлторских Компаний Центральной Европы именно эта фирма получила престижную награду Best CEREAN 2002, подтвердившую ее высочайший профессионализм и соответствие европейским стандартам. Сергей Рябокобылко любезно согласился дать интервью для рубрики "Лица недвижимости".

Как случилось, что вы пришли на рынок недвижимости?

Я начал работать в этом бизнесе в конце девяносто третьего года, и для меня это был шаг в неизвестность. Мне повезло стать первым российским сотрудником западной компании, которая открывала московский офис по консультированию в сфере коммерческой недвижимости. Там я и познакомился со своим нынешним партнером, Марком Стайлзом.

То есть это было дело случая?

Да, абсолютно! В то время я только что вернулся из США и захотел понять, насколько мои качества и знания могут принести какую-то пользу для этого бизнеса.

Какое образование вы получили, и помогло ли оно вам при работе в сфере недвижимости?

Мое образование не имеет ничего общего ни с финансами, ни с экономикой, но я считаю, что это скорее плюс, чем минус. В Москве я получил языковое, лингвистическое образование, а в Штатах изучал литературу, в частности Шекспира. Это меня исключительно интересовало и продолжает интересовать.

Сложно ли было переключиться на бизнес?

В то время недвижимость была индустрией, в которую можно было придти без соответствующего опыта и образования и сразу начать работу. Гуманитарное образование хорошо подготовило меня к работе с людьми, поэтому я смотрю на него как на очень большой и важный багаж. И, конечно, пришлось дополнительно получать знания в сфере недвижимости, проходить курсы за границей.

Спустя некоторое время вы стали хозяином собственного дела. Как это произошло, почему?

К концу девяносто пятого года меня уже сделали партнером в прежней компании, но я не видел перспектив в работе, которую делали мои коллеги в то время. Мы с Марком решили уйти и открыть свое дело, причем это была скорее инициатива моего партнера, у которого уже был очень большой опыт работы в недвижимости. Идеи и направления, выбранные нами тогда, остаются неизменными и до сих пор.

Нам очень повезло, что практически все клиенты, с которыми мы работали, поддержали наше решение открыть собственный бизнес и всячески нам помогали. Так компания McDonalds с девяносто пятого года и по сей день остается нашим клиентом. Благодаря таким компаниям, поверившим в нас, мы сейчас и находимся здесь.

В чем была ваша принципиальная позиция на тот момент? Почему вы решили идти своим путем?

Причин было очень много причин, трудно назвать одну или две самые главные. Я и Марк полностью разделяли наше видение рынка, понимание того, что необходимо для успеха. С самого начала мы не искали сиюминутной выгоды, а строили коллектив на основе российских сотрудников, пришедших, может быть, из других областей и ставших высококлассными специалистами.

Складывается ощущение, что ваша компания работает по стандартам западного рынка. Так ли это на самом деле, и насколько российская действительность позволяет применять эти стандарты?

Я не знаю, что можно назвать российским бизнесом, кроме того, что мелькает в газетах скорее с негативным оттенком. Мы строим нашу модель предоставления услуг на тех принципах, которые в развитых странах незыблемы в течение десятков лет. Мне кажется, что любая успешная компания, работающая сегодня в Москве, так или иначе использует опыт и принципы построения бизнеса, которые опробованы на западных рынках.

Изначально мы ориентировались на предоставление услуг в сфере консультаций по недвижимости. В отличие от большинства московских компаний, нам было неинтересно работать в роли брокера. Мы не видели, что путем продажи информации, показа объекта и знакомства покупателя и продавца мы приносим какую-либо ценность. Нас интересует развитие инструментов решения тех проблем, которые возникали у наших клиентов. Мы видим себя как инструмент, которым наши клиенты пользуются, чтобы сделать свой бизнес более конкурентоспособным. Для этого нам необходимо очень хорошо знать российский рынок и понимать, какие проблемы могут возникать и как они должны решаться. Наши клиенты должны тратить немного меньше, чем их конкуренты, и поэтому развиваться немного быстрее.

Давайте немного поговорим о состоянии рынка коммерческой недвижимости. Насколько быстро он развивается и в каком направлении?

Исключительно быстро. Наиболее развитый его сегмент - рынок офисных помещений. Однако лидирует по темпам роста молодой рынок торговых помещений, которому всего три-четыре года. Существуют также рынок земли, развитие которого подстегивается ростом торговли, и также рынок складов и производств, который, как мы считаем, имеет очень серьезный потенциал. Мы представлены на всех секторах рынка и стараемся расти, не отставая от его роста и роста наших клиентов.

Как быстро Москва может стать сопоставимой по объему рынка коммерческой недвижимости с мировыми столицами?

До Лондона, Парижа, тем более, Нью-Йорка, нам еще далеко, но уже сейчас Москва находится на уровне рынков Восточной Европы и вскоре перешагнет их. Недвижимость - это производная от состояния экономики, поэтому если будет расти благосостояние России, то вскоре мы увидим существенные изменения и в типе строящейся недвижимости, и в инвестиционных прогнозах тех, кто вкладывает деньги в эти проекты.

Мы ждем развития Москва-Сити и надеемся, что арендаторы будут сидеть в первых башнях уже через четыре-пять лет. Очень важным наш кажется строительство крупных торговых центров, по модели мегамоллов ИКЕА, которые кардинально изменят рынок розничной торговли в Москве. Мы смотрим на ближайшие пять лет с оптимизмом и считаем, что у нас будут представлены все те же типы недвижимости, которые взыскательные международные компании не могут найти на московском рынке сейчас.

То есть качество недвижимости возрастет?

Да, безусловно. Мы это видим сейчас с каждым новым проектом, который выводят на рынок профессиональные девелоперы. Новый корпус бизнес-центра "Павелецкая плаза" - очень хороший пример того, как крупнейший нероссийский девелопер (компания "Энка") учится на своем опыте работы на московском и европейском рынках. Инженерное наполнение новой башни и то качество проекта, которое будут иметь арендаторы, существенно превышают предыдущие бизнес-центры этой компании. Именно это мы и хотим видеть. То, что было достаточно для рынка год или два назад, сейчас уже не может оправдывать самые высокие арендные ставки, на которые хотел бы рассчитывать девелопер.

Участвуете ли вы в работе общественных организациях риэлторов и как относитесь к ним?

Мы считаем, что профессиональные организации на рынке недвижимости имеют очень большое значение. Но постоянный гнет отсутствия времени не позволяет участвовать в их работе в той мере, в какой хотелось бы. Однако, в меру наших возможностей мы стараемся помогать коллегам теми знаниями, которые у нас есть, той информацией, которую мы собираем в нашем офисе.

Кстати, это один из принципов, по которым мы строим наш бизнес. Информация как таковая не имеет ценности, важно то, как она используется. Именно поэтому наша компания первой выпустила карты как по офисному рынку, так и по рынку торговых помещений Москвы, показав все проекты, независимо от того, работаем ли мы с ними. Обмен такой информацией, с нашей точки зрения, служит большей открытости и прозрачности рынка.

Также очень важно, что общественные организации, существующие в России, занимаются образовательной деятельностью. Те курсы, которые я некогда проходил в Штатах, сейчас доступны в Москве. В прошлом году Российской Гильдией риэлторов был организован первый этап обучения по программе CCIM, и мы гордимся, что в нашем офисе ряду сотрудников присвоена эта квалификация.

Наконец, общественные организации являются неким ограничительным рычагом для компаний, которые, может быть, работают не совсем по правилам.

Приходилось ли вашей компании прибегать к помощи общественных организаций для решения конфликтов?

Нет. За время нашей работы нам пока не довелось сталкиваться с какими-то эксцессами.

В чем причина? В качестве вашей работы или в цивилизованности рынка коммерческой недвижимости?

Уверен, что и на рынке жилья есть масса компаний, которые работают профессионально. Я могу только сказать, что мы очень избирательно подходим к выбору и клиентов и партнеров, с которыми работаем. Мы активно взаимодействуем с нашими конкурентами на рынке недвижимости, которых предпочитаем называть коллегами, обмениваемся информацией по сделкам, знаниями тенденций. Мы считаем, что открытость нашей модели предоставления услуг исключает недопонимания, которые потом могут вылиться в конфликт.

Какие качества для руководителя вы считаете самыми главными?

Я бы сказал, что основные принципы - дальновидность и готовность узнавать и принимать что-то новое. В сфере коммерческой недвижимости эволюция рынка настолько быстра, что если ты не способен выйти на какой-то новый уровень, то с тем решением, которое работало шесть месяцев или год назад, рано или поздно перестанешь быть интересным для своих клиентов. В этом бизнесе каждый в какой-то мере руководитель, поэтому мы уделяем большое значение тому, насколько люди готовы обучаться и применять в работе новое.

Насколько вы жесткий руководитель и велика ли дистанция между вами и сотрудниками компании?

На этот вопрос должны ответить мои коллеги. Я не считаю себя жестким руководителем, а до недавнего времени наша компания имела исключительно горизонтально построенную структуру управления. На мой взгляд, иерархия, которая видна в большинстве доморощенных фирм, менее подходит для хорошего развития коллектива и команды, чем структура, в которой коллеги могут поправить руководителя, зная, что он не считает себя истиной в последней инстанции. Поэтому я первый, кто признает свою ошибку и предложит вместе найти возможности лучше сделать работу.

Как вы подбирали офис для своей фирмы? Так же тщательно, как и для своих клиентов?

Безусловно, мы используем все, что знаем о рынке, чтобы получить и поддерживать собственный офис. Но в любом бизнесе, сапожник часто бывает без сапог. Сейчас нам тесно и пора переезжать. Но приоритет для нас - не поиск собственного офиса, а работа с нашими клиентами.

А как быстро вы выросли из этого офиса?

Мы сюда переехали два с половиной года назад. Сейчас нам пора расширить площадь.

Решен ли ваш жилищный вопрос?

Нынешней ситуацией я вполне доволен, но это скорее результат отсутствия времени, чем какого-то планирования. Я арендую недвижимость, а не владею ей.

RussianRealty, Сергей Рымов

Источник: Русская Недвижимость

19.11.2008 15:40