Спорт в массы!

В России спорт твердо утвердился в государственной повестке, федеральный проект «Спорт — ​норма жизни» ставит своим целевым ориентиром добиться показателя систематически занимающихся спортом до 70% численности населения страны к 2030 году. Столь амбициозная задача достижима при одном условии — ​развитие массового спорта и популяризация здорового образа жизни (ЗОЖ) среди населения, что невозможно без появления в современных девелоперских проектах соответствующей инфраструктуры.

управляющий партнер INST GROUP Дмитрий ЮДАШКИНРяд инновационных проектов и решений в области спортивно-­массовой инфраструктуры для российских девелоперов жилой и коммерческой недвижимости уже разработан в компании INST GROUP («Инновационные спортивные технологии»), объединенных единой концепцией создания в крупном жилом комплексе (ЖК) или торгово-­развлекательном центре (ТРЦ) спортивно-­событийных кластеров (ССК). Что они могут дать людям и какие выгоды сулят бизнесу — ​об этом ДН подробно рассказал управляющий партнер INST GROUP Дмитрий ЮДАШКИН.


Дмитрий, расскажите для начала — ​как в стране обстоят дела со спортивно-­массовой инфраструктурой и какие есть предпосылки для ее развития?

В России долгое время делался упор на развитие спорта высших достижений, строились стадионы, физкультурно-­оздоровительные комплексы (ФОК), в которых занимались и занимаются профессиональные спортсмены. По различным оценкам, численность «профи» в стране только 1%. При этом инфраструктура для массового потребителя у нас фактически отсутствует. Так, по данным Ассоциации операторов фитнес-­индустрии, в фитнес-­клубах, например, Москвы занимается 13% населения, Московской области — ​3%, в других субъектах РФ этот показатель еще ниже. Это говорит о существенном отложенном спросе со стороны массовой аудитории на занятия спортом.

Государство, понимая соответствующую потребность, решает задачу по-своему, возводит открытые, доступные плоскостные сооружения, ФОКи открытого типа и площадки для подготовки к выполнению нормативов ГТО, выделяет гранты на реализацию молодежных проектов в области спорта и ЗОЖ. Обсуждаются механизмы налоговых вычетов для занимающихся граждан в платных секциях и клубах. Все эти инициативы, безусловно, вносят существенный вклад в развитие индустрии массового спорта, но системная работа отсутствует, и это прежде всего связано с отсутствием доступной инфраструктуры.

ТРЦ «Мозаика»

Мы в INST GROUP разработали и реализуем ряд инновационных проектов в области девелопмента и развития территорий, которые дают прорывной импульс в привлечении массовой аудитории в спорт, приобщении ее к ЗОЖ. В 2018 году мы разработали методические рекомендации по развитию городских и загородных территорий средствами массовой инфраструктуры. Данный документ был вынесен на обсуждение межведомственной рабочей группы и впоследствии нашел свое отражение в нормативном документе, утвержденном руководством двух министерств — ​строительства (приказ № 897) и спорта (№ 1128). Документ предлагает принципиально новый подход в проектировании и развитии территорий посредством создания спортивно-­событийных кластеров и общественных пространств. Впоследствии, в 2019 году, данные проектные решения также стали частью федерального Стандарта комплексного развития территорий субъектов РФ, разработанного Минстроем России и ДОМ.РФ совместно с КБ «Стрелка» в соответствии с поручением президента РФ правительству.

Inst_Group_6.jpg

Что же такое ССК? И на примерах — ​какую роль такое спортивное «ядро» играет в девелоперских проектах?

Спортивно-­событийный кластер — ​это уникальный физкультурно-­спортивный проект, реализуемый на стыке развития городских общественных пространств и современных тенденций в области событийного программирования объектов и территорий. Проект предполагает создание уникального спортивного кластера, направленного на консолидацию на одной территории в круглогодичном формате массовых и популярных видов спорта, которые станут базой для развития существующей территории или объекта недвижимости в качестве городского общественного пространства обновленного формата. Восходящий тренд популяризации массового спорта и околоспортивных направлений в России формирует новые запросы на инфраструктуру, востребованную у широкой аудитории и отвечающую по качественным характеристикам международным стандартам.

Чувствуя усиливающийся спортивно-­массовый тренд, девелоперы жилой и коммерческой недвижимости также уловили моду на создание спортивно-­массовой инфраструктуры. Так, ГК А101 включает в свои проекты комплексного благоустройства территорий решения по созданию спортивно-­общественных пространств и кластеров на междворовых территориях, которые становятся точками притяжения, своеобразным спортивным ядром территории. Группа ФСК рассматривает концепцию ЗОЖ и спорта в качестве сквозной линии развития существующих ЖК, которая будет качественно дополняться сопутствующими сервисами и ритейлом. ГК ПИК возводит в своих ЖК профессиональные площадки для воздушно-­силовой атлетики (воркаут).

Стоит отметить, что зарубежные девелоперы в своих проектах также активно применяют спортивную инфраструктуру в качестве инструмента развития объекта. Так, на эксплуатируемой кровле Woodwork Nike SB Rooftop (Барселона, Испания), на площади 540 м², разместился скейт-парк под брендом компании Nike. В Дании на крыше многоуровневого паркинга на 2400 «квадратов» соорудили спортивно-­детскую площадку Fitness Roof Lüders. Спортивная зона китайского торгового центра (ТЦ) Rooftop sports center (Чунцин) позволяет не только привлечь новую аудиторию, но и перераспределить ее по объекту, «заманив» на верхние этажи. Международный торговый центр Dubai World Trade Centre (ОАЭ) сформировал в своем составе полноценный всесезонный ССК на площади 25 тыс. м², который включает более 20 функциональных зон, 50 спортивных направлений, что позволяет привлечь в ТЦ дополнительную аудиторию (свыше 260 тыс. человек ежегодно).

Вы же наверняка изучали, что именно такого, спортивного ждет сегодня потребитель от девелопера? И какой он — ​потенциальный посетитель ССК?

Если раньше спортивные площадки представляли собой ограниченный набор турников, брусьев и игровых площадок на небольшой территории, то сейчас мы предлагаем полноценный ССК, объединяющий не менее 20 популярных спортивных направлений. К примеру, в свое время мы впервые разработали и реализовали для уличной спортивной площадки в Саратове зону единоборств с уличным рингом, эффект получили невероятно позитивный. Сейчас наши кластеры дополняют уникальные зоны по функциональному тренингу, воркауту, воздушной атлетике, слэклайну, современным танцам и т. д. Одновременно с качеством оборудования мы предлагаем качество сервиса и разрабатываем интерактивные программы для тренировок на спортивном оборудовании с использованием мобильных средств коммуникации. С целью диверсификации бизнеса и качественной реализации строительного процесса по созданию уличной спортивной инфраструктуры в 2017 году мы создали компанию IRON TIGER, которая успешно реализует разрабатываемые нами проекты на практике.
Что касается потенциальной аудитории ССК, то сегодня этот рынок включает сразу шесть поколений: молчаливое поколение (с долей 5,7%), бэби-бумеры (21,1%), поколение X (21,2%), миллениалы, или поколение Y (25,7%), поколение Z (20,4%) и альфы (5,8%). Таким образом, наиболее платежеспособное население относится к возрастной категории от 24 до 75 лет и составляет 68% населения, а это около 100 млн человек. Сюда можно отнести также часть поколения Z в возрасте от 20 лет — ​еще 5,4 млн заинтересованных потребителей.

В чем особенность ваших решений?

В детальной проработке концептуальной стратегии, которая должна учитывать в том числе сменяемость поколений. На самой ранней стадии проекта мы привлекаем лидеров мнений — ​это уникальные спортивные федерации, ассоциации, клубы, экспертные сообщества, которые, с одной стороны, помогают нам сформировать ключевые особенности проекта, определить его целевые ориентиры, учесть потребности аудитории каждого конкретного вида спорта, а с другой — ​эти организации становятся нашими надежными партнерами и резидентами проектов при последующей реализации. Данный подход мы назвали «формирование межведомственной рабочей группы инвестиционного проекта».

Инфраструктуру недостаточно создать, ее необходимо качественно развивать. А это возможно только через вовлечение аудитории в единый спортивно-­событийный продукт, создавая предпосылки формирования устойчивых локальных сообществ аудитории по интересам в рамках проекта. Это еще одна уникальная наша компетенция, которую мы назвали «Событийное программирование проектов». Она заключается в разработке и реализации концепции спортивно-­массовых мероприятий на территории в соответствии с потребностями аудитории. Так, например, ССК, разработанный нами для Калининграда, привлекает посредством разнообразных событий более 40 тыс. человек за сезон «весна-лето».

В городе Иваново за счет качественной спортивной инфраструктуры открытых пространств удалось перезапустить изначально неблагополучный микрорайон Московский, где долгое время собиралась неблагополучная молодежь, и территория была небезопасной. С появлением проекта все кардинально изменилось, сейчас эта молодежь стала частью спортивного сообщества микрорайона и не только активно тренируется на территории, но и обеспечивает безопасность тренировочного процесса и сохранность оборудования.
ТРЦ «Мозаика» обратилась к нам с запросом сформировать уникальное спортивно-­общественное пространство на эксплуатируемой кровле, которое позволило бы выделить объект в конкурентном окружении, привлечь дополнительно качественную аудиторию, удержать и перераспределить ее на территории комплекса. Особенностью проекта стало уникальное спортивное ядро, которое объединило более 30 различных спортивных направлений, являясь трафикообразующим магнитом ТРЦ. Вокруг ССК был сформирован уникальный пул коммерческих объектов и ритейлеров, обеспечивших экономическую устойчивость реализации проекта с окупаемостью вложений в течение четырех лет.

Для проекта «Драйв Арена» в Коммунарке для ГК А101 мы сформировали объект площадью 35 тыс. м², который должен объединить на своей территории более 50 уникальных резидентов, более 100 спортивных направлений, более 490 ежегодных мероприятий, привлекая более 450 тыс. человек в год.

Драйв Арена (вид сверху)

Такие, назовем их «дворовые» ССК — ​какова их роль и зачем они нужны девелоперу?

Идеальное девелоперское пространство — ​это территория, состоящая из объектов жилой и коммерческой недвижимости, где спортивно-­развлекательная концепция является базовой сквозной составляющей проекта и состоит из комплекса капитальных строений, это могут быть первые этажи жилых зданий, отдельно стоящие небольшие объекты, увязанные между собой элементами благоустройства, включающие уличные ССК. Таким образом, спортивные объекты в составе ЖК или микрорайона становятся всесезонными и функционируют во взаимной увязке между собой в формате кластера.

Объединение множества спортивных и околоспортивных направлений на одной территории и в формате общественного пространства обеспечивает очень важный, так называемый «мультипликативный» эффект посещаемости. Например, пришел человек позаниматься на тренажерах, потом стал частью групповой тренировки по воркауту, размялся на йоге, затем побросал мяч в кольцо с сыном на стритбольной площадке и поужинал в зоне отдыха на фудкорте. Так грамотное функциональное программирование пространства или объекта позволяет привлечь и удержать аудиторию с сопутствующим экономическим результатом.

Помимо этого ССК позволяет выгодно выделить девелоперский проект в конкурентном окружении. Во многом при выборе квартиры в том или ином ЖК покупатель руководствуется в том числе качеством и функционалом комплексного благоустройства проекта. Так, в ­каких-то проектах упор делается на детскую инфраструктуру, ­где-то — ​на озеленение и цветники, но чем хороши спортивные кластеры, они охватывают аудиторию обоих полов от 6 до 60+ лет, а следовательно, позволяют удовлетворить потребности максимально широкой аудитории.

Особенностью наших проектов является и то обстоятельство, что еще в стадии проектирования мы привлекаем спортивно-­общественные организации, которые помогают нам определить идеальный набор спортивного оборудования для конкретной территории, вместе с нами тестируют потенциальный спрос у аудитории проекта, запускают и реализуют в партнерстве с нами созданную спортивно-­массовую инфраструктуру и качественно ее развивают посредством проведения масштабных и локальных событий: фестивали, соревнования, турниры, показательные выступления, мастер-­классы и т. д.

Дмитрий, сколько, так сказать, «вешать в граммах»? Какие бывают ССК, объемы инвестиций в них?

При проектировании таких пространств необходимо учитывать несколько ключевых составляющих проекта: параметры территории под размещение объекта, численность и состав аудитории, конкурентное окружение проекта. На основе анализа исходных данных формируется концепция спортивно-­досугового пространства. Важно отметить, что в своих проектах мы всегда ориентируемся на массовую аудиторию, формируя пространство таким образом, чтобы было комфортно заниматься посетителям любого уровня подготовки, а наши партнеры, спортивные федерации, формируют программы тренировок.

В зависимости от размера территории под размещение ССК, численности аудитории и ее потребностей предлагается определенное наполнение спортивными функциями, на базе которых определяется объектный состав кластера. На практике размеры уличных спортивно-­событийных кластеров варьируются от 500 до 5 тыс. м², а стоимость — ​от 5 до 50 млн руб. Крытые ССК — ​это инвестиционные проекты, которые являются капитальными объектами инфраструктуры и включают все необходимые составляющие для комфортного отдыха, развлечений и спорта. В нашей практике мы формировали объекты от 15 тыс. до 70 тыс. м² — ​это сооружения, где функции спорта являются якорными трафикообразующими объектами, а точки продажи и ритейла вносят коммерческий вклад в окупаемость проекта.  

Inst_Group_10.jpg

Источник: ДАЙДЖЕСТ НЕДВИЖИМОСТИ СЕНТЯБРЬ 2021 № 155

Количество показов: