Пандемия роста

Президент «КОРТРОС». Вениамин ГолубицВ 2020 году группа компаний (ГК) «КОРТРОС» отмечает 15-летие. За это время компания заняла лидирующие позиции в отрасли как по объему вводимых площадей, так и по их качеству. ГК «КОРТРОС» не сдала позиций и в сложный период начала 2020 года. О том, что для этого было сделано, ДН поговорил с главой холдинга Вениамином ГОЛУБИЦКИМ.

Вениамин Максович, как вы оцениваете результаты компании в первом полугодии?

Позитивно. Вопреки ситуации — для нас, в отличие от многих игроков рынка, это были успешные шесть месяцев, о чем говорят цифры. В стрессовых условиях, созданных пандемией, компании удалось укрепить свои позиции в числе лидеров девелоперского рынка, войдя, в том числе, в топ-10 по объемам продаж жилья в Московском регионе и в пятерку столичных застройщиков высокой надежности, по версии Национального объединения застройщиков жилья.

Всего по сравнению с этим же периодом прошлого года мы реализовали на 20,1% недвижимости больше — 125,4 тыс. м2 на общую сумму 13,1 млрд руб. Показатели первого полугодия 2019 года составляли, соответственно, 104,4 тыс. м2 и 11,8 млрд руб. Довольно большая часть текущих результатов пришлась на Москву, где за полгода было реализовано 30 тыс. м2 на 6,864 млрд руб. В Екатеринбурге продано 80 тыс. м2 жилья на 4,957 млрд руб. В Перми — 14 тыс. «квадратов» недвижимости на 990 млн руб.

Общая выручка увеличилась на 17,8% — до 12,8 млрд руб. (в первом полугодии прошлого года — 10,9 млрд руб.). Из этих средств 3,867 млрд руб. поступило на эскроу-счета (годом ранее — 1,6 млрд руб.).

Первый квартал, хоть и отметился валютным скачком, все же был в чем-то проще. Как распределились показатели по кварталам?

Второй квартал, несмотря на ограничения, был результативным. Объем продаж жилья в самый разгар пандемии даже превзошел аналогичный квартальный показатель 2019-го на 15,4%, увеличившись с 56 тыс. до 65 тыс. м2. Сумма по заключенным за три весенних месяца договорам составила 6,585 млрд руб. — на 2,6% больше, чем во втором квартале прошлого года (6,421 млрд руб.). В Москве с апреля по июнь было реализовано 15 тыс. м2 недвижимости на сумму 3,288 млрд руб. В Екатеринбурге — 43 тыс. «квадратов» на 2,64 млрд руб. В Перми — 6 тыс. м2 на 418 млн руб.
Общая выручка выросла на 14,9% — с 5,488 до 6,307 млрд руб. Из этих средств 2,501 млрд руб. поступило на счета эскроу (весной 2019-го — 0,962 млрд руб.).

Выводили ли вы новые объемы в этой ситуации?

Да, и немало. За первое полугодие «КОРТРОС» вывел в продажу семь новых корпусов в Москве и Екатеринбурге общей площадью 169 тыс. м2. Это, к примеру, квартал «Eleven» продаваемой площадью более 210 тыс. м2, который входит во вторую очередь екатеринбургского проекта «Академический», а также третья очередь проекта Headliner и пятый корпус в iLove — в Москве. Особо отмечу, что наши высоковостребованные столичные проекты отличаются хорошими показателями доходности в период строительства и привлекают к себе в том числе и инвестиционный спрос.

Как быстро вы вышли на стройку после периода запрета работ?

Стройка дает высокий объем занятости на посткризисный период и также сама по себе является локомотивом экономики. Стратегической задачей после отмены карантинных мер стала возможность быстро развернуться и приступить к строительству. И нам удалось наверстать упущенное за время вынужденного простоя. В первую очередь на строительных площадках «КОРТРОС» в Москве были возобновлены работы по укладке монолитного бетона, строительству инженерных сетей и устройству фасадов. Эти работы проводятся в теплый период, поэтому войти в запланированный ранее график стало задачей первостепенной важности. Внутренняя перестройка бизнес-процессов на стройке способствовала тому, что ГК «КОРТРОС» вышла на намеченные объемы производства в кратчайшие сроки.

Что, по вашему мнению, оказало больше всего влияния на ситуацию и позволило не только не просесть по объемам продаж и вводу, но и нарастить показатели?

В этом помогла совокупность факторов, и рыночных, и политических. К первым относится сформировавшийся за время изоляции отложенный спрос, а также ряд удачных маркетинговых программ, например, дополнительные скидки при 100%-ной оплате и ипотеке, дополнительные скидки за онлайн-бронирование и электронную регистрацию, скидки за оперативный выход на сделку, дополнительные скидки при приобретении двух и более квартир, рассрочки на срок до 12 месяцев. Отдельно стоит отметить программу «20/80»: в рамках этой акции, распространяющейся на квартиры во второй очереди флагманского жилого комплекса Headliner, клиент имел возможность внести 20% стоимости квартиры при покупке, а остальные 80% — после того, как дом будет введен в эксплуатацию (фактически через два года).

Главным политическим решением, которое существенно помогло рынку, конечно, является своевременно введенная льготная ипотека. Государство быстро и эффективно приняло меры поддержки девелоперов, благодаря этому застройщики имели возможность получить ряд позитивных эффектов. Программа льготной ипотеки стала дополнительным активатором спроса на рынке недвижимости. Чем ниже ставка, тем больше людей, которые откладывали покупку жилья на потом, спешат успеть. Есть льготы для молодых семей, с детьми, однако сейчас квартиру покупают и молодые люди, еще не успевшие обзавестись семьей — для них низкие ставки тоже очень кстати. За период с апреля по июнь текущего года число сделок по этой программе составило почти 80% общего объема продаж компании в Москве.

Льготная ипотека и антикризисные меры для застройщиков — действительно стали на тот момент основными стимулами к оживлению продаж… Но активность покупателей ведь надо «подогревать» постоянно. Вениамин Максович, «КОРТРОС» принимал, к примеру, участие в августовской ежегодной акции «Черная пятница рынка недвижимости»?

Да, конечно. Как и всегда. Акция популярна среди покупателей, которые ее специально ждут и отслеживают на сайте лоты. В этом году мы выставили на распродажу 235 лотов по пяти своим проектам в столице — Headliner, ilove, Bauman House, «Дом № 128» и «Дом Серебряный Бор». Максимальный размер скидки по ним достигал 13%. В рамках акции было получено 183 заявки, проведено 35 показов. Для сравнения: в прошлом году в рамках акции на продажу нами было выставлено 42 лота, а верхняя планка дисконта была на 1% ниже.


ДОСЬЕ ДН
ГК «КОРТРОС», как один из лидеров девелоперского рынка, в последние годы существенно наращивает объемы строительства. За 15 лет застройщик ввел в эксплуатацию 3,04 млн м2 в Москве, Московской области, Екатеринбурге, Перми, Санкт-Петербурге, Ярославле, Краснодаре и Сочи. Общий портфель будущих проектов компании составляет более 8 млн м2.

KortRos_04.jpg

Источник: Dайджест Недвижимости | Сентябрь 2020 | #148

Количество показов: