Двор, в котором мы живем | Когда комфортно должно быть не только в доме

АВТОР Оксана САМБОРСКАЯ


В октябре в Москве прошла выставка «Город: Детали», где показывали разнообразные решения для благоустройства детских площадок, скверов и улиц и особенно дворов, которые сегодня стали настоящим городским «фетишем»: жилой комплекс (ЖК) без эксклюзивного двора — нонсенс, на который покупатель даже и не взглянет. Причем касается это не только проектов высокого класса, но и стандартной застройки, и даже «муниципальных» кварталов реновации.

Придомовая территория — сейчас один из самых важных пунктов при принятии решения о покупке жилья, ведь двор — это первое, что мы видим, выходя на улицу. Грамотно спроектированное пространство — это безопасность, функциональность, досуг и эстетика. Для детей — это возможность развиваться и познавать мир, для взрослых — отдыхать и «перезаряжать батарейки», для подростков — это возможность становиться частью сообщества с одинаковыми интересами (спорт, игра и т. д.). Другими словами, внутренний двор — потенциально очень сильная коммуникационная площадка, поэтому от того, как он устроен и мотивирует ли он людей выходить из квартиры, зависит очень многое.

Пространственная эстетика
Российские девелоперы своими дворами сейчас очень гордятся, и не зря. Как говорит вице-президент по розничным продажам Группы ПСН Екатерина Тейн, придомовая территория может быть одним из продающих моментов, особенно если она уже реализована, потому что эмоциональная и эстетическая составляющие играют значительную роль при принятии решения.

Ценность двора подчеркивают архитекторы. «Двор — это то, что ты видишь из окна, это место, где играют твои дети. Важно, чтобы двор радовал и давал возможность отдохнуть, погулять с детьми, поиграть, позаниматься спортом и даже поработать. Поэтому он должен быть позитивным, визуально комфортным (поэтому яркость должна быть все-таки умеренной, скорее он должен освежать и нести позитивную эмоцию). Двор должен быть уникальным, поэтому мы в наши проекты всегда внедряем оригинальные, авторские малые архитектурные формы и навигацию, которые не только создают настроение для жителей, но и служат отличным фоном для селфи», — описывает идеальный двор глава архитектурного бюро ARCHKON Илья Мейтыс.
Но все же главная задача красивого двора до того, как жители будут там проводить время, — стать конкурентным преимуществом при продаже квартир или апартаментов.
В этом нет ничего предосудительного — мы покупаем обувь, одежду, машины, также ориентируясь на цвет и «блестящие ручечки», а не только глядя на цену и функциональность. Жилье не исключение.

«Сегодня продать просто качественную бетонную коробку крайне сложно, поэтому работа с дворовым пространством — прекрасная возможность для девелопера отстроиться от конкурентов и повысить ликвидность своего продукта, — рассказывает руководитель департамента продаж компании «Донстрой» Анна Коробкова. — Двор может сыграть решающую роль при приобретении высокобюджетной недвижимости, поскольку там эмоциональный взгляд на покупку квартиры нередко становится сильнее рационального».

В качестве примера эксперт приводит дом класса de luxe «ЖИЗНЬ на Плющихе», где масштаб двора, площадью более 9 тыс. м², позволил застройщику «разгуляться» и предусмотреть богатый набор самых разных досуговых зон. «Сердцем» двора стал танцующий пешеходный фонтан диаметром 8 м. Недалеко от него расположена зеленая зона отдыха «патио» с перголами и навесами в стиле эко-дизайна, удобными скамейками и подвесными качелями-коконами. Рядом с фитнес-клубом, который занимает одну из секций дома, устроена спортивная площадка площадью около 200 м² с уличным комплексом Punto fit, оснащенным всем необходимым для полноценной тренировки на свежем воздухе. Ключевой акцент в благоустройстве двора сделан на ландшафтном дизайне: общая площадь озеленения превысила 2200 м².

Дворы не для всех
«Современные покупатели стали гораздо требовательнее к благоустройству и инфраструктуре придомовой территории приобретаемого жилья. Однако требования довольно сильно различаются в зависимости от сегмента. Обустройство двора должно соответствовать уровню объекта», — делится мнением управляющий партнер компании «S.A. Ricci жилая недвижимость» Сергей Егоров. Благоустроенная территория, по мнению эксперта, несмотря на дополнительные затраты, становится сильным конкурентным преимуществом жилого комплекса. В зависимости от класса проекта и потребностей аудитории варианты оформления придомовой территории могут быть различны. «Если это комфорт+ или бизнес, то чаще всего это семейный покупатель, и наличие красивого, уютного и безопасного внутреннего двора без машин, где есть детские площадки, зоны отдыха и много зелени, может склонить чашу весов в пользу покупки. Для элитных проектов и проектов бизнес-класса применяется индивидуальный подход, — уточняет эксперт. — Но в любом случае, благоустроенный, красивый, функциональный двор стимулирует покупку и влияет на скорость принятия решения о приобретении жилья».

«Будущие жители обращают большое внимание на приватность двора, дизайн и качество материалов исполнения мест для спорта, игр и отдыха, наличие развивающих площадок для детей разных возрастов. Важно также озеленение — ландшафтный дизайн добавляет проекту баллов при сравнении с конкурентами», — говорит директор департамента управления проектами компании Glorax Development Андрей Лопатин. И приводит пример из своей практики: «В ЖК «Английская миля», расположенном на Петергофском шоссе в Санкт-Петербурге, по словам многих наших покупателей, благоустройство стало решающим фактором в пользу выбора дома из нескольких предложений в этой локации. Здесь Glorax Development реализовала закрытые дворы в английском стиле с ухоженными газонами, невысокими чугунными фонарями, уличными часами, креативными детскими площадками, спортивными зонами, скамьями для отдыха. Пространство доступно только для жителей дома, а принцип безопасности двора является одним из определяющих, особенно для семей с детьми».

Закрытый двор будет и в московском ЖК премиум-класса «Прайм Парк» на Ленинградском проспекте. По словам управляющего директора компании Optima Development Булата Шакирова, 3 га частного парка на закрытой внутренней территории — весомый аргумент в пользу покупки. «Все покупатели единодушны в том, что наличие большой зеленой территории — это прекрасно, — отмечает Булат Шакиров. — Важность остальных составляющих определяется образом жизни, наличием в семье детей, совместным проживанием со старшим поколением, — рассказывает он. — Родители маленьких детей, как правило, интересуются в первую очередь, есть ли во дворе детские площадки и безопасно ли передвижение ребенка по территории (двор без машин). Людям старшего возраста интересно, есть ли площадки для отдыха и общения, прогулочные дорожки. Социально активные молодые люди в первую очередь интересуются инфраструктурой (кафе, рестораны, места, где можно провести время с друзьями). Покупателям спортивного склада важно, есть ли в парке беговые и велодорожки. Интересно, что практически никто не задает вопросы о дизайне — наличие фонтанов, сухих фонтанов, арт-объектов, клумб и цветников в гораздо меньшей степени волнует будущих жильцов, но всегда становится дополнительным приятным бонусом. То же касается полного wi-fi покрытия территории и наличия во дворе портов для подзарядки гаджетов — мало кто спрашивает о них специально, но каждый покупатель отмечает это как огромный плюс, когда узнает о том, что это предусмотрено».

Место найдется каждому
Большие зеленые придомовые территории важны не только в центре и не только в высоком сегменте. Существенную роль в выборе места жительства дворы имеют и в комфорт-классе. Примером может служить ЖК «Румянцево-Парк» от компании Lexion Development, который строится в Новой Москве. Здесь предусмотрено довольно интересное и концептуально грамотное решение. «Это «двор без машин», территория комплекса огорожена и находится под круглосуточным видеонаблюдением службы охраны. Во дворах предусмотрен интересный ландшафтный дизайн, качественные и экологичные детские площадки от немецкого производителя компании Richter. Игровое оборудование рассчитано на абсолютно разный возраст детей — от малышей до подростков, поэтому ни одному ребенку не будет скучно. На территории комплекса запроектирован стадион, спортивные площадки современной системы Workout, места под барбекю, велодорожки, а также собственный ландшафтный парк более 2 га, в котором есть все необходимое для активного и спокойного времяпровождения», — рассказывает директор по маркетингу и продажам компании Lexion Development Алексей Лухтан.

По словам девелопера, для покупателя важно, чтобы члены его семьи вне зависимости от возраста были в безопасности у себя дома и во дворе, чтобы можно было найти себе занятие по душе в рамках ЖК, а также чтобы на территории было красиво, чисто и комфортно. Поэтому наличие во дворе функциональной и облагороженной территории с применением элементов ландшафтного дизайна, с различными активными и пассивными зонами для времяпровождения будет неоспоримым плюсом при выборе покупателя.

В свою очередь, генеральный директор международного ландшафтного бюро Gillespies в России Маргарита Серова рекомендует для начала вообще определиться с понятием «дизайнерский двор». «С моей точки зрения, это не визуально броское, «яркое» пространство, но комфортное и удобное для жителей, а значит, профессионально спроектированное и продуманное «изнутри», — считает она. — При этом «дизайнерский двор» — это не обязательно двор, выполненный из самых дорогих материалов, это могут быть и вполне экономичные природные материалы. Главное, что в нем должно быть место для самых разных групп жителей — детей, подростков, взрослых и пожилых людей, маломобильных групп населения и людей с особенностями развития. Такое пространство — комфортное, разнообразное, многофункциональное и адаптивное к разным потребностям».

Двор двором, а цена важнее
И все же, как бы красиво все ни звучало, будем справедливы: покупка начинается с цены и места. «Элементы благоустройства дворов с течением времени могут изнашиваться, меняться, улучшаться, а новые инженерные сети, дороги, современные дома, виды из окон, качественная недвижимость с необычными форматами квартир будет радовать много поколений семей», — прагматично замечает директор департамента по маркетингу и продажам компании «Балтийская жемчужина» Ася Левнева. В «Балтийской жемчужине», продолжает эксперт, разнообразные детские, спортивные и игровые площадки для детей и площадки для отдыха взрослого населения во дворах без машин с элементами ландшафтного дизайна воспринимаются покупателями как обязательный элемент микрорайона повышенной комфортности и не являются основным критерием при выборе недвижимости. «Вопросы и пожелания к благоустройству дворов и придомовой территории у будущих жителей новостроек возникают уже на этапе сдачи жилых кварталов. Результат сравнивается с рендерами, с другими кварталами такого же класса в микрорайоне — все дольщики рассчитывают на то, что их двор будет не хуже, а то и лучше, чем у других. Бывает, что еще до окончательного результата в социальных сетях разгораются настоящие баталии по поводу благоустройства не только участка, выделенного застройщику под строительство, но и окрестностей микрорайона, находящихся в ведении города. Но мы, как застройщик, понимаем, что придомовая территория, озеленение и детские городки — это те элементы квартала, которые постоянно развиваются. Деревья растут, детские и спортивные комплексы доукомплектовываются. Это уже вопрос грамотного управления имуществом многоквартирного дома и ответственностью жителей за свой двор», — говорит Ася Левнева.

Участие жителей в проектировании практикуют и в девелоперской группе «Сити-XX век». Как рассказывает директор по продукту девелоперской группы «Сити-XX век» Мария Могилевцева-Головина, благоустройство территории покупатели проектов компании обычно включают в значимые критерии выбора. Внимание к внутренней территории уделяется и на форумах, и в соцсетях. Так, например, в проектах «Серебрица» и «Дивное» именно будущие покупатели выбирали оптимальные варианты благоустройства территории, активно участвовали в выборе детских площадок и малых архитектурных форм. «Качественное благоустройство при прочих равных является серьезным конкурентным преимуществом, если речь идет о выборе одного из нескольких жилых комплексов с равнозначным местоположением, соотношением цена/качество жилья и набором объектов инфраструктуры», — говорит эксперт.

В ЖК «Триумф Парк» (Mirland Development Corporation) к мнению жителей тоже прислушиваются — помимо благоустроенного двора (ЖК строится в три очереди, и в каждой двор оборудован по-разному) жителям предлагается пространство для ландшафтного творчества. «К нам часто обращаются жители с просьбой согласовать им место во дворе для высадки полюбившихся им растений. Мы всегда идем навстречу таким просьбам и даже решили организовать специальное пространство, которое жильцы благоустроят по своему вкусу. По соседству с ним будет находиться «Детский огород», где малыши смогут сажать растения и ухаживать за ними», — рассказывает руководитель отдела маркетинга и продаж ЖК «Триумф Парк» Юлия Жалеева.
«Вряд ли уровень благоустройства двора — критерий, согласно которому покупатель принимает решение о сделке. Однако, к примеру, небезопасный двор действительно может стать причиной поиска другого проекта. Все дело — в высокой конкуренции, когда большая часть современных новостроек, к примеру, проектируется с дворами без машин. И если новый проект выходит без данной «опции», то, соответственно, выбор может быть сделан в пользу другого объекта», — добавляет генеральный директор компании «Ривер Парк» Лариса Швецова.

Хороший двор — это еще одна характеристика качественного проекта, еще один «плюс» для жителей. Очень важный, хотя и не основной с точки зрения продаж. «При прочих равных, хороший двор может стать тем аргументом, который финально приведет к выбору в пользу именно этого проекта», — резюмирует Юлия Жалеева.  

Источник: Дайджест Недвижимости | Октябрь 2019 | № 143

Количество показов: