На широкую ногу. Что заложено в стратегию развития Москвы на ближайшую пятилетку

В конце июля в еще официально не открытом концертном зале «Зарядья» прошел VIII Московский урбанистический форум (Moscow Urban Forum). Ключевая тема форума в 2018 году была определена как «Мегаполис будущего. Новое пространство для жизни». Все его предшественники, а форум проходит с 2011 года, проходили в июне, но из-за чемпионата мира по футболу в этом году мероприятие пришлось на июльскую жару.


Форум‑2018 признан «самым представительным» в основном из-за того, что на второй день его работы пленарное заседание посетил президент РФ Владимир Путин. Если же говорить о «всемирно-историческом» значении форума этого года, то его скорее можно назвать «предвыборным»: главные выступления и мэра города Сергея Собянина, и его заместителя по градостроительной политике Марата Хуснуллина по форме были одинаковы — ​в них рассказывалось, в каком состоянии команда приняла город в 2010 году, что было сделано за прошедшие восемь лет и чего ждать москвичам в ближайшую пятилетку, если эта же команда победит на сентябрьских выборах. В последнем, впрочем, мало кто сомневается. Так что озвученные планы вполне можно считать утвержденной стратегией развития города.

Безбарьерная среда

Главным событием первого дня работы форума стало выступления мэра «Москва как глобальный мегаполис. Результаты изменений и повестка развития». Если оставить глубокое прошлое, с которого начал рассказ мэр, и сосредоточиться на недавней истории, а главное — ​недалеком будущем, то в ближайшее время город будет и дальше «поворачиваться к человеку лицом, становиться городом для людей».

Как уверяет мэр, изменения последних лет — ​новая градостроительная политика, работа по созданию комфортной городской среды, строительство «города для жизни» — ​повлияли на настроения горожан: опросы показывают, что 60% москвичей хотят остаться жить в своем городе. По этому показателю Москва значительно опережает другие мегаполисы, в частности, Нью-Йорк, Сингапур и Шанхай и уступает лишь Лондону.

В актив работы городского правительства мэр записывает школьную реформу — ​укрупнение и слияние школ, что позволило повысить качество образования в Москве более чем в два раза. Москвичи занимают более половины всех первых мест на всероссийских олимпиадах. Тесты PISA поставили Москву на шестое место в мире по математической и читательской грамотности. В активе также новая система предоставления государственных услуг, качеством которой удовлетворены 90% москвичей, и система взаимодействия власти и горожан через портал «Наш город», где можно проконтролировать все городские сервисы. Также постоянные референдумы по тем или иным вопросам проводятся с помощью сервиса «Активный гражданин». Следующим шагом, по словам Сергея Собянина, должен стать «искренний сервис, когда исчезнет барьер между чиновником и гражданином».

Продолжится работа и по формированию комфортной городской среды. По словам Сергея Собянина, вложения в инфраструктуру позволяют привлечь инвесторов. Проекты, связанные с благоустройством города, окупаются за один-два года за счет увеличения налоговых поступлений, отметил мэр. Такая экономика и запросы горожан — ​хороший повод для продолжения программы «Моя улица», которая на ближайшие пять лет станет «Моим районом». Программа уже разработана, о чем сообщил в рамках форума заммэра по ЖКХ и благоустройству Петр Бирюков. Цель программы — ​искоренить неравенство городских территорий. По каждому району города разработан план улучшений, который наряду с реновацией позволит создать единый стандарт качества жизни москвичей и городской среды. Пошаговую инструкцию районы получат осенью и познакомят с грядущими улучшениями жителей.

Он сказал — ​поехали!

Особые изменения ждут транспортную систему города. С конкретными планами участников форума познакомил заммэра по строительству Марат Хуснуллин. А планы, надо сказать, впечатляют. До 2023 года планируется построить 1300 км новых дорог. Протяженность метро и ж/д дороги (наземного метро) составит 1000 км, из которых метро и МЦК дадут 555 км, московские центральные диаметры (МЦД) — ​446 км.

К 2023 году 95% москвичей будут иметь шаговый доступ к метро. Будет построено 135 км линий, 58 станций, 6 депо. Самый масштабный проект, завершение которого намечено на пятилетку, — ​большая кольцевая линия, которая будет иметь протяженность 70 км, на ней будет 31 станция и одно депо. Сегодня открыт первый участок большой кольцевой от «Петровского парка» до «Делового центра». Железная дорога станет полноценным наземным метро в общей сети городского транспорта. Московские центральные диаметры — ​это 446 км путей, 211 станций (в том числе 41 новая), 17 сквозных маршрутов.
За пять лет планируется построить 100 мостов, тоннелей, эстакад, 60 пешеходных переходов, продолжить строительство хордовых магистралей — ​предполагается построить четыре хорды, или 485 км дорог: Северо-Западную хорду, Северо-Восточную, Юго-Восточную и Южную рокаду.

Строительство транспортно-пересадочных узлов обеспечит комфортную и удобную пересадку между различными видами транспорта. Всего будет создано 251 ТПУ, в том числе 154 в капитальном исполнении. Ожидается, что благодаря реализации проектов ТПУ загруженность московских дорог снизится на 7%.
Как отметил Марат Хуснуллин, по данным исследования PWC, Москва — ​единственный мегаполис, в котором темпы развития дорог выше темпов застройки территорий.

Полноценной новой артерией города станет Москва-река. Реализация этой программы тоже продолжится. Всего будет построено 120 км благоустроенных набережных, появится 40 новых общественных зон. Различные участки города свяжут 24 новых моста, которые сегодня находятся в стадии проектирования и строительства.

Надо отметить, что темпы развития транспортной инфраструктуры впечатляют не только москвичей, но и зарубежных экспертов. Так, панельная дискуссия «Большой Париж — ​Большая Москва. Итоги реализации градостроительных проектов» показала, что если сравнивать два города по этому параметру, то по темпам развития транспортной составляющей Большой Париж проигрывает, отметил Морис Леруа, экс-министр Франции по вопросам городской политики и Большого Парижа, советник заместителя мэра Москвы по развитию проекта «Большая Москва». «Проблемы у наших городов похожи. Мы развиваем в Париже большое автоматизированное метро без машиниста, которым очень гордимся. Однако, когда видим бурное развитие метро в Москве, такое количество новых станций, то понимаем, что не успеваем за такими темпами».

Темпы и правда впечатляющие: с 2012 года на присоединенной территории было построено 101,34 км дорог, 2 станции метро, 19 мостов, тоннелей, эстакад. В ближайшие пять лет транспортное развитие территории продолжится.

Новая жизнь в старых районах

Главным событием ближайшей пятилетки станет программа реновации жилья, которая стартовала в 2017 году. На сегодняшний день в программе участвует 5171 дом.

В Москве ведется комплексное освоение территорий, строительство нового жилья, объектов образования, спорта и культуры, а также благоустройство кварталов. За пять лет предполагается построить 51 млн м² недвижимости, из которой 20,5 млн м² придется на жилье. Чтобы обеспечить новых жителей нужной инфраструктурой, будет построено 230 школ и детских садов, 90 больниц, 45 культурных и 100 спортивных объектов.

Внутри города

Отдельного разговора на МУФ потребовало развитие промышленных территорий, которые в границах старой Москвы занимают около 17% площади. Большое число промзон расположено в центре города и обладает помимо территориальной еще и исторической ценностью. Главное, что узнали участники дискуссии от председателя Москомстройинвеста Константина Тимофеева — ​правило 214-ФЗ «один застройщик — ​одно разрешение на строительство» не действует при комплексном развитии территорий промзон. Если застройка идет в рамках одного проекта планировки, одно юридическое лицо может получить несколько разрешений на возведение недвижимости. При этом плотность застройки не должна превышать 25 тыс. м² на 1 га, а половина будущего объема недвижимости должна приходиться на жилую застройку, половина — ​на рабочие места, и лучше, если на инновационных производствах.
И еще один вывод, который можно сделать из выступлений на прошедшем форуме — ​ограничивать Москву в территориальном развитии, по крайней мере в ближайшие пять лет, никто не собирается. «Любые попытки административно ограничить развитие мегаполиса, который конкурирует с Нью-Йорком и Парижем, непродуктивны, подчеркнул мэр Москвы Сергей Собянин.

Вопрос, стоит ли ждать расширения столицы до Вологды и Тулы, остался открытым.


Автор Оксана САМБОРСКАЯ
Фото:  Anton Novoderezhkin/ТАСС
Дайджест недвижимости, Август 2018 № 132

Источник: Дайджест Недвижимости

Количество показов: