В России чуть более 40% коммерческих выставок проводятся в специализированных павильонах, остальные же - на стадионах, во дворцах культуры и гостиницах В России чуть более 40% коммерческих выставок проводятся в специализированных павильонах, остальные же- на стадионах, во дворцах культуры и гостиницах. Решить проблему нехватки качественной выставочной недвижимости позволит строительство новых площадок или реконструкция старых. Ведущие игроки столичного рынка выставок - Всероссийский выставочный центр (ВВЦ), "Крокус Экспо" и "Экспоцентр" - уже объявили "гонку" за квадратные метры, пишет газета "Бизнес". Несмотря на то что в последние годы ситуация на рынке выставочной недвижимости улучшается, аналитики не перестают говорить о нехватке площадок, соответствующих мировым стандартам. Растет число потенциальных участников, а мест для проведения новых и более масштабных выставок не прибавляется. Впрочем, московские игроки уже начали предпринимать первые шаги по разрешению этой проблемы, анонсировав ряд проектов по расширению своих объектов. Сегодня в столице насчитывается более 0,5 млн кв. м выставочных площадей, из них около 330 тыс. кв. м - закрытые площадки. Значительная часть этой недвижимости принадлежит "большой тройке", которая занимает, по экспертным оценкам, половину выставочного рынка в Москве. Это подконтрольные государству ВВЦ и "Экспоцентр", а также "Крокус Экспо", созданный предпринимателем Арасом Агаларовым. Одним из первых стал расширять свои владения "Экспоцентр". Уже в следующем году планируется завершить строительство восьмого павильона общей площадью 20 тыс. кв. м, первая очередь которого будет сдана в конце этого года. В планах компании - возведение еще двух павильонов. Однако после реализации этих проектов из-за дефицита земельных участков "Экспоцентр" уже не сможет дальше развиваться в черте города. Земельный вопрос остро стоит и перед ВВЦ. По этой причине было принято решение модернизировать выставочные мощности комплекса за счет сноса старых павильонов и возведения вместо них новых. Еще несколько лет назад стало известно о строительстве на месте павильона "Москва" комплекса "Россия" общей площадью 240 тыс. кв. м. Помимо выставочных площадей в состав здания войдут многофункциональный конгресс-центр, гостиницаи паркинг на 15 тыс. машиномест. По предварительным расчетам, стоимость строительства "России" составит $355 млн. "Проект будет финансироваться исключительно на средства федерального и городского бюджетов",- сообщил генеральный директор ВВЦ Магомед Мусаев. По его словам, строительство комплекса будет вестись поэтапно: первая очередь на 45 тыс. кв. м будет введена в строй в марте 2007 года, а до 2012 года планируется сдать весь комплекс. Не менее амбициозные планы и у "Крокус Экспо". "Мы приступили к строительству нового павильона на 310 тыс. кв. м. Он будет в два раза больше двух уже действующих, общая площадь которых составляет 150 тыс. кв. м",- поделился с планами владелец группы компаний "Крокус" Арас Агаларов. По его словам, в расширенном формате "Крокус Экспо" заработает через полтора года. По мнению операторов выставочного бизнеса, реализация заявленных "большой тройкой" проектов может кардинально изменить существующее положение на рынке выставочной недвижимости Москвы. "Строительство нового павильона в ?Крокус Экспо" позволит в течение 2007- 2008 годов стабилизировать ситуацию на рынке выставочной недвижимости. Следующим по значимости станет возведение комплекса "Россия" в ВВЦ, что также отразится на расстановке сил. Несколько иную нишу займет "Экспоцентр",- прогнозирует глава компании "Защита Экспо" Игорь Филоненко. По подсчетам экспертов, в некоторых случаях чистая выручка от использования каждого квадратного метра выставочной площади сопоставима с доходностью офисной недвижимости. Однако буму строительства новых павильонов помимо земельного вопроса мешает ряд других, не менее сложных проблем. "Прежде всего это отсутствие федеральных и региональных программ развития выставочной инфраструктуры, да и у самих участников рынка зачастую нет инвестиционных программ и достаточных финансовых ресурсов", перечисляет директор департамента выставок и ярмарок Торгово-промышленной палаты РФ Игорь Коротин. По различным оценкам, строительство 1 кв. м выставочной площади обходится как минимум в $1 тыс. Если учесть, что на каждый квадратный метр экспозиционных площадей надо строить еще столько же вспомогательных, то минимальная цена павильона удваивается, сетуют эксперты. Впрочем, даже предприниматели, имеющие возможность строить выставочные комплексы на заемные средства, не спешат этого делать. Одной из главных проблем, с которой приходится сталкиваться владельцам действующих выставочных центров, является не только дефицит площадок под новую застройку, но и невозможность выкупа у города уже арендуемого земельного участка. Подобная неурегулированность земельных отношений с муниципальными властями также урезает возможности расширения площадей на уже существующих выставочных территориях, жалуются игроки рынка.
Русская недвижимость

10.10.2006 21:00

Подпишитесь на наши рассылки:
 
Рассылки Subscribe.Ru
Специальная рассылка портала RussianRealty.ru
Подписаться письмом