Даешь прокол! Четвертое кольцо на старте

Начинается строительство самой дорогой в истории Москвы автомобильной дороги – «прокола» от Балаклавского проспекта к улице Борисовские пруды.

Как сообщил официальный портал столичного стройкомплекса «Строительный мир», эта дорога, часть так называемой «Южной рокады (хорды)», представлена на общественные слушания.

Протяженность проектируемой трассы – 6475 метров. Стоимость проекта в последнем сообщении не указана, но она называлась год назад.

118 миллиардов рублей.

«На эти средства в этом году [говорилось в мае 2011-го, тогда пришлось отложить] будет сделан «прокол» от Балаклавского проспекта до ул. Кантемировская через железную дорогу Павелецкого направления», – докладывал начальник Управления перспективного развития Южного округа и реализации целевых программ Алексей Иванов главе столичного стройкомплекса, вице-мэру Москвы Марату Хуснуллину.

Причем, почти треть будущей трассы занимают ООПТ «Долина реки Чертановка» и «Царицынские пруды» (привет экологам), а две трети Кантемировская улица, которая будет расширена за счет четной, северной, стороны, ныне занятой вытоптанными газонами, автостоянками и, кажется, парой автомоек.

Только на проектирование этого участка в прошлом году было выделено 150 млн. рублей (более 23 тысяч рублей за каждый погонный метр трассы).

Да, эстакады над двумя железными дорогами и развязки с тремя трассами: Варшавским шоссе, Пролетарским проспектом, Каширским шоссе. Поэтому, конечно, строительство. По цене 18,2 млрд. рублей за километр.

Напомним, что на на так называемый «первый» («лужковский») участок Четвертого транспортного кольца (ЧТК) от шоссе Энтузиастов до Измайловского шоссе протяженностью около 4 км предшественник Собянина выделил в 2008 году из столичного бюджета 67 млрд. рублей. 16,75 млрд. за километр. Есть рекорд!

Конечно, рекорд небольшой, инфляция опять же, но все равно приятно. Причем тот проект также включал вывод промышленных объектов, строительство развязок, и около 1,8 км его трассы проходит по эстакаде. Тем не менее, последняя и самая скандальная дорога Юрия Лужкова обошлась городскому бюджету чуть дешевле, а репутации экс-мэра – гораздо дороже.

Еще сравнений? Ну, например, 224 км открытой полтора года назад дороги Тбилиси – Ахалкалаки обошлись в $209 млн, или по $0,933 млн за километр. Понимаете? Один миллион против наших 500-550 миллионов долларов за километр.

Конечно, не все так просто. Стоимость строительства рассчитывается в полосах движения, вносят свои правки эстакады, развязки, другие сооружения, а также стоимость подготовки территории и т.п. Учитывая все это, по расчетам научного руководителя НИИ транспорта и дорожного хозяйства Михаила Блинкина, строительная стоимость одного километра одной полосы «лужковского» участка ЧТК составила всего около $9,8 млн.

Какова суммарная однополосная протяженность трассы Тбилиси – Ахалкалаки с ее хребтами, горными реками, мостами и тоннелями, нам выяснить не удалось. Ну и флаг им в руки с их военными тайнами. Но, похоже, раз в 50 она все-таки дешевле. Никак не меньше.

Но есть и условно хорошая новость. Наш «прокол» – один из сложнейших участков Четвертого транспортного кольца (ЧТК), строительство которого фактически начинается в эти дни.

Именно дни. Буквально в течение двух последних недель были объявлены открытые конкурсы или общественные слушания по нескольким трассам на западе, севере, юге столицы.

Сложим отдельные «пазлы» – те трассы, строительство которых было анонсировано в любом виде в последние дни и ранее. Большинство из них ложатся в «кольцо». Кривое, угловатое, но кольцо. Четвертое транспортное.

От Рублевского шоссе по часовой стрелке: ул. Крылатские Холмы, ул. Нижние Мневники, ул. Народного Ополчения, ул. Алабяна, Балтийская ул., Большая Академическая ул., 3-й Нижнелихоборский пр. Далее виляя вдоль МК МЖД – Сигнальный пр., Березовая аллея, пр. Серебрякова. За Ярославским шоссе трасса ныряет в Лосиный Остров и идет вдоль полосы отвода МК МЖД до самого «лужковского участка» ЧТК между Измайловским шоссе и шоссе Энтузиастов. Затем через промзону в начале Перовской улицы и, вероятнее, всего напрямик по 2-й Карачаровской улице и 2-му Карачаровскому проезду выйдет на Рязанский проспект.

От Рублевского шоссе против часовой стрелки: Аминьевское шоссе, ул. Лобачевского, ул. Обручева, Балаклавский проезд с его «проколом» к Кантемировской ул. и ул. Борисовские Пруды. Здесь резкий поворот на север по Люблинской улице до Волгоградского проспекта. Пожалуй, этот поворот больше всего портящий вид нашего «колечка», ну, не считая «пимпочки» на западе, но там Филевский парк, хоть его не тронут.

«Инкогнито» сохраняет только трехкилометровый участок между Волгоградским и Рязанским шоссе. Вероятно, им станет начало Люблинской ул., Грайвороновской ул. и 2-го Грайвороновского проезда. Особенно с учетом объявленной реконструкции всей промзоны Грайвороново. Еще четыре года назад здесь велись работы по изучению возможностей спрямления участка.

Почему же строительство ЧТК не анонсируется официально? Видимо, администрация Собянина предпочитает говорить о реконструкции и строительстве отдельных улиц и «хорд», опасаясь ассоциаций с мегапроектами Юрия Лужкова.

Не менее важная причина «застенчивости» властей заключается в том, что если сегодня прямо заявить о начале строительства ЧТК, то придется подтвердить: оно пойдет через Лосиный остров. Да, однажды уже вскользь проговорились. Да, трасса пойдет в основном по полосе отвода МК МЖД. Но ущерб лесопарку неизбежен. Зачем же будить лихо, пока оно тихо?

Ну и, наконец, третья причина. Деньги. Объяви сейчас о строительстве Четвертого кольца, придется объявить и его общую предполагаемую стоимость. Придется обосновать необходимость этого проекта для города. Доказывать, что это нужнее, чем все остальное, на что могли бы быть потрачены эти деньги. А оно им надо? Тихой сапой сподручнее. Смайлик.

Альберт Акопян

_

Количество показов: