Москва воспитывает сакральное отношение к изображениям

Мэр Москвы Сергей Собянин подписал постановление, запрещающее использовать герб, флаг и гимн столицы в рекламе, за исключением социальной.

Также, согласно документу, запрещено наносить изображения герба и флага Москвы на «покрытия дорог, тротуары, пешеходные зоны, велосипедные и пешеходные дорожки». Там же в общественных местах, где разрешено, используемая символика должна содержаться в чистом и целостном виде. В случае повреждения она должна обновляться.

Кроме того, использование символики «не должно быть связано» с нарушением законодательства, в том числе в области противодействия экстремизму, с материалами, пропагандирующими насилие и с материалами порнографического и эротического характера; с использованием бранных слов.

Последний пункт совсем уж понятен, т.к. если материал решением суда будет признан экстремистским, то он в любом случае будет удален. Вместе с Георгием Победоносцем или песней «Дорогая моя столица».

Об эротике вообще у каждого свое представление. Возьмем квадригу на портике Большого театра. 150 лет стоял Аполлон в чем мать родила. Николай I композицию благословил, при Александре II поставили, при Александре III и Николае II мимо гимназистки бегали, при Ленине пионеры в барабаны стучали, при Сталине физкультурницы шагали – ничего. И вот несколько лет назад при реконструкции на Аполлона надели фиговый листок, т.е. однозначно признав (!) изображение без листка эротикой. Более того, депутат Госдумы Роман Худяков глаза об лупу стер, но разглядел, что на 100-рублевке Аполлон таки морально неустойчив, назвал банкноту эротическим произведением и призвал изъять ее из оборота.

Но, скажем, в Третьяковской галерее добрая половина персонажей всё еще не обеспечена прилепленным / пририсованным камуфляжем вторичных половых признаков как ниже пояса, так и выше (у женщин и богинь). Вопрос: допустимо ли использовать флаг Москвы на входе в Третьяковскую галерею? Буква постановления это прямо запрещает: «использование символики не должно быть связано с материалами эротического характера».

Гимн – единое целое. А если в рекламе будут исполняться строки стихотворения Лисянского или дописанные Аграняном, которые не вошли в гимн 1995 года? Не говоря о том, что до Дунаевского стихи были положены и исполнялись на другую музыку. Информации о том, каким образом мэрия закрепила за собой права на песню, помимо решения Мосгордумы об объявлении ее гимном столицы, найти не удалось.

А что такое «бранные слова», не считая запрещенных Роскомнадзором к употреблению в СМИ четырех слов и их производных? Изображений же Георгия Победоносца, поражающего змея – десятки, если не сотни, причем, под статью закона о рекламе о «степени смешения» их не подогнать: они появились гораздо раньше герба Москвы.

Кстати, о «попрании сакрального ногами». Вероятно, нынешнее постановление обязано своим появлением и прошлогоднему скандалу вокруг нескольких крышек канализационных люков с изображением герба Москвы. История довольно мутная. На сайте дизайн-студии Артемия Лебедева говорилось, что работа была выполнена «по заказу столичного департамента жилищно-коммунального хозяйства», и дизайнерские люки уже «устанавливаются на улице Забелина в рамках ее полной реконструкции». Но после того, как некая организация, называющая себя православной, устроила шумные акции протеста, пресс-секретарь департамента заявил, что студия Лебедева разработала дизайн-проект «по собственной инициативе» и город «за это не заплатил ни копейки». Кстати, крышки люка - это не «покрытие дороги, тротуара» и т.п., это часть инженерного оборудования именно канализационной системы, и под запрет, получается, не попали.

Но дело не только в шевелениях вокруг бюджета. Постановление мэрии в принципе правильное. Сегодня в интернете вам какой-нибудь сайт с логотипом, напоминающим герб Москвы, разве что в наперстки не предложит сыграть. Этому давно уже следовало положить конец.

С другой стороны, возьмем, например, США. Американцы, наверное, слегка зарываются, когда помещают изображение своего звездно-полосатого или орла на плавки или на собачий ошейник. У них это патриотичное, но просто изображение. Как и имя на Аллее Звезд – просто надпись, на которую можно наступить – никакого первобытного ужаса и суеверий, как в некоторых восточных обществах. Рекламой с флагом их не обмануть, но и флаги на домах – по собственной инициативе, а не от ЖЭКа по праздникам.

Т.е. то, что у нас происходит, это движение (именно «движение к», заданный вектор) к тому, что от флагов и гербов постараются скорее отказываться, так спокойнее, а то и будут шарахаться от них, как от чумных.

Альберт Акопян

_

Количество показов: