Не скрестить «ежей» Архнадзора с «ужом» Мосгорнаследия

Главу департамента культурного наследия столицы Александра Кибовского можно поздравить: он получил прекрасный повод «отхлестать» активистов градозащитного движения Архнадзор.

Еще 22 января на пресс-конференции в агентстве «Интерфакс» координатор общественного движения Рустам Рахматуллин заявил о необходимости создания в столице отрядов градостроительной полиции. В целом, по образцу тех подразделений, которые следят за сохранностью памятников архитектуры и культуры в европейских городах.

Не прошло и полутора месяцев, как глава Мосгорнаследия заметил прокол вечных оппонентов. «Те, кто это заявляет, должны сами разобраться, они про что. Полиция – это полиция. Прокуратура – это прокуратура, административный надзор, который наш департамент осуществляет, это административный надзор. Всегда проблема наших общественных деятелей, которые много генерируют разных идей, в том, что это зачастую бывает маниловщиной, которая не связана с реальной жизнью», – заявил чиновник, отвечая на вопрос журналиста того же агентства.

Кибовский прав. Есть государственные органы. И есть общественные организации. Скрестить их невозможно. Во всяком случае, без ущерба для последних. Без их вырождения.

Насладившись экзекуцией, глава Мосгорнаследия перешел к позитиву: этот вопрос находится в компетенции федеральных органов власти, а в Госдуме обсуждается возможность создания специализированного прокурорского подразделения по типу природоохранной прокуратуры. А так-то и его ведомство постоянно усиливает инспекторскую работу: только в 2014 году возбуждено 223 дела о нарушении в области охраны памятников, а некоторые штрафные санкции за нарушение законодательства доходят до 5 млн рублей.

Ну, конечно, о чем речь? Эти «некоторые» 5 млн рублей – стоимость нескольких квадратных метров элитного жилья, просто разоряют застройщика, тотально разрушающего исторический памятник.

А о том, удалось ли Мосгорнаследию создать эффективную систему, именно систему, охраны памятников, так, чтобы застройщика пот прошибал при мысли, а не рухнет ли стена «реконструируемого» здания, свидетельствует цифра, озвученная самим чиновником: 223 дела. По два каждые три дня. То ли борьба, то ли конвейер полюбовного сбора штрафов.

Юрий Лужков был груб до неприличия: «что надо, сохраним, а «ширпотреба 19 века» нам не надо». Почти самолично определяя, что «надо», а чего «не надо». Но с ним можно было спорить. А с этими спорить не о чем: они за всё хорошее. Команда Собянина вызвала надежду на Ренессанс: молодые, улыбчивые, с безупречными манерами: «теперь камешка не упадет». А падает, кажется, всё больше и больше. Уже рядами и кварталами.

На иллюстрации ансамбль четырех доходных домов Привалова (архитектор Нирнзее), разрушенный в январе 2015 года.

Альберт Акопян

_

Количество показов: