Есть новый сталинский рекорд – самая большая картина в мире!

Во время противоаварийных работ в цокольном этаже павильона №1 ВДНХ был обнаружен барабан внушительных размеров с намотанным живописным холстом. Об этом сообщил сегодня Департамент культурного наследия города Москвы.

К месту находки были немедленно вызваны специалисты. Разумеется, самого департамента, а также эксперты-искусствоведы и реставраторы Государственного научно-исследовательского института реставрации (ГосНИИР).

Далее в сообщении приходится продираться через эпитеты «уникальный» («уникальность»), «беспрецедентный», «потрясены» и другие восторженные фразы, включая: «это событие даже не всероссийского, а мирового масштаба».

В общем, в цоколе павильона №1 выставки №1 обнаружилось полотно придворного живописца Сталина – Александра Герасимова под условным названием «Всесоюзный съезд колхозников и ударников труда 11-17 февраля 1935 года». Именно на этом съезде, естественно, по просьбе рабочих, крестьян и трудовой интеллигенции, товарищ Сталин согласился открыть в Москве ВДНХ (первоначально: «Всесоюзная сельскохозяйственная выставка»).

В центре композиции – Иосиф Сталин, его окружают передовики производства, представители колхозного крестьянства и трудовой интеллигенции. «Все портреты мастерски прописаны, виртуозно передана динамика и эмоциональный накал этого исторического момента» (рабочие и колхозники слушают вождя, окаменев и затаив дыхание).

Как говорится в сообщении, это «живописный шедевр, который многие годы считали безвозвратно утраченным».

Кто «считали», и искал ли кто-то этот «шедевр» вообще, а также кто именно из искусствоведов назвал полотно «шедевром», а его находку «событием даже не всероссийского, а мирового масштаба», в сообщении не говорится.

Картина, действительно, малоизвестная, поскольку была закончена в год смерти Сталина, и не известно, успел ли вождь ее увидеть (не считая эскизов, которые обычно утверждал). Во всяком случае, пятую Сталинскую премию бывший импрессионист, а при советской власти социалистический реалист получить не успел.

А вскоре началось «развенчание культа личности», «однако рука хранителей павильона не поднялась уничтожить картину – она была профессионально упакована для временного хранения».

Так в чем же «уникальность» полотна? Оно самое крупное (по размерам) в мире – 6,75х11 метров, и как детей бьет «Брак в Кане Галилейской, 1562 – 1563годы» Паоло Веронезе, размером 666×990 см, и «Явление Христа народу, 1837 – 1857 годы» Александра Иванова, размером 540×750 см. Лувр и Третьяковка ногти сгрызли до локтей по поводу поверженных чемпионов, соответственно, мирового и российского. Куда им по «динамике и эмоциональному накалу»...

Возможно, титул уникальности картине присвоен авансом. Какая-то светлая голова догадалась проводить реставрацию прямо в Центральном павильоне на виду посетителей, конечно, за стеклом. Как еще недавно было модно делать в ресторанах экзотической кухни. С другой стороны, ни в носу поковырять, ни тяпнуть 100 грамм для настроения. А раздраженный реставратор – страшная сила.

И наконец, главный вопрос: а потом что? Надо полагать, что этот выкидыш гигантомании займет одну из стен павильона №1. Ну, тогда в сопроводительной надписи к картине нужно дописать что-нибудь про «волюнтаризм» Никиты Хрущева и возвращение доброго имени Вождя, лучшего друга рабочего класса, колхозного крестьянства и трудовой интеллигенции. А также спортсменов и художников.

Альберт Акопян

_

Количество показов: