Дары волхвов добрались до Москвы

С 7 по 13 января в храме Христа Спасителя будет выставлена реликвия афонского православного монастыря святого Павла – Дары волхвов (младенцу Иисусу согласно Евангелию от Матфея).

По данным РИА Новости, мероприятие, его официальное название: «принесение Даров волхвов в пределы Русской православной церкви» – включает несколько этапов: после ХХС реликвия отправится в Новодевичий монастырь Санкт-Петербурга, затем в Дом милосердия в Минске и в Киев, где с 25 по 30 января она будет находиться в Софийском соборе Киево-Печерской Лавры.

Несомненно, многие россияне впервые услышали о судьбе даров волхвов. Оказывается, они не были использованы Иисусом при жизни, по каким-то причинам не были использованы женщинами при приготовлении благовоний после его распятия, и даже сохранились до наших дней.

Организаторы мероприятия заверяют, что на этот раз доступ к реликвии будет осуществляться в порядке общей очереди. При этом исключение будет сделано лишь для беременных женщин, женщин с маленькими детьми, тяжелобольных, инвалидов и лиц преклонного возраста – их волонтеры будут провожать без очереди к отдельному проходу.

Журналистов остро интересовала проблема «вип-пропусков». Им ответил Сергей Рудов, руководитель оргкомитета по экспозиции Даров волхвов: «Это подделка». И в случае обнаружения торговли «вип-пропусками», в т.ч. через интернет, предложил: «Смело зовите милиционера».

Коллегу поддержал представитель комиссии при патриархе Московском и всея Руси по вопросам принесения святынь игумен Парамон (Голубка): «Я знаю очень многих чиновников, которые во время принесения Пояса Пресвятой Богородицы (в 2011 году) стояли в общей очереди и благодарили за то, что у них есть возможность постоять вместе с народом, так что не надо разделять чиновников и народ, никаких «вип-пропусков» не будет».

Кто, собственно, в прошлый раз разделил чиновников и народ, игумен не уточнил. Как и не назвал имен тех чиновников, которые очевидно имели возможность разделиться, но не разделились ради того, чтобы постоять с народом.

Не меньшую загадку задал представитель афонского монастыря святого Павла, где хранится христианская реликвия, иеромонах Евфимий. Он сообщил, что с ходатайством о принесении в пределы Русской православной церкви честных даров лично к патриарху обратился действующий министр правительства РФ, к тому же «всем известный». Тоже не назвав его имени.

Задачка не из легких. Министр «всем известный», несмотря на то, что афонские монахи не смотрят телевизор и не читают газет. Ладно, наша версия – министр культуры Мединский или министр спорта Мутко. И Якунин, хоть он и не министр. Их стиль.

Что еще добавить? Вторая половина 20-го – начало 21-го века – время бурного реформирования христианских церквей в Европе и США. Не только ученые-историки, но и либеральные богословы вплотную занимаются библейской критикой, сугубо исторической дисциплиной The Quest for the Historical Jesus (поиск/проблема исторического Иисуса).

Был ли он? Современные методы анализа библейских и небиблейских текстов убедительно свидетельствуют: был. Причем, Евангелие – превосходный источник, рассказывающий о его служении, идеях, учении, гибели, его личном характере и его методах. Нужно только отделять историческое зерно от, скажем так, благочестивого творчества евангелистов. Даже не отделять, а искать смысл и во втором, но другими средствами.

Наверное, поклонение волхвов в этом смысле не самый ценный эпизод. Если Матфей и намекает на обстоятельства, относящиеся к происхождению Иисуса из Назарета, то в самом начале своего Евангелия, в «кошмарно нудном» родословии Иисуса, увидев которое многие закрывают эту книгу. Иногда до конца жизни. В самом начале родословия, где в нарушение патриархальных традиций Матфей среди предков Иисуса упоминает четырех женщин. И каких женщин. Вообще отношение к Марии, матери Иисуса, у Матфея, вслед за Марком, сильно отличается от Луки и Иоанна.

В чем смысл этого научного поиска? Среди прочего и в том, чтобы дать человечеству понимание этического и философского наследия Иисуса из Назарета, соответствующее человеку постиндустриальной эпохи. Хотя, несмотря на минувшие 2000 лет, мы все еще беспомощно останавливаемся и мнемся перед высью идей его Нагорной проповеди в том же Евангелии от Матфея.

Трудно сказать, помогают ли акции, вроде той, что предстоит в январе, поиску исторического Иисуса, пробуждению интереса к его личности, этике и философии со стороны светской части России. Но если реликвия хоть как-то поможет хотя бы одному человеку, поприветствуем ее на русской земле. И в этом Христос. И через 2000 лет после своей земной смерти. Разве ж он не Бог?

Так что, коллеги, больше сдержанности, понимания, уважения не только к себе подобным. И меньше поводов вбить очередную скрепу тем, кого хлебом не корми, дай найти очередную крамолу с оскорблением чувств и величеств.

Альберт Акопян

_