Эксперимент с биологическим оружием провели на опушке леса в Можайском районе

Едва москвичи научились спасать свои дачи от жука-короеда – всего-то примерно 1,5 млн рублей за сезон на спасение участка площадью 40 соток – как на Подмосковье обрушился новый враг – шелкопряд.

Как рассказал телеканал ТВ Центр, гусеницы бабочки шелкопряда-монашенки пожирают хвою до полного облысения дерева.

Ловушки из клейких колец на стволах деревьев оказались неэффективными, уничтожать вручную куколки или самих гусениц – нереально: только одна бабочка откладывает в коре до 500 яиц.

Для решения проблемы ученые специализированного НИИ предложили использовать в борьбе с вредителем «биологическое оружие» – естественного врага шелкопряда-монашенки – китайский эулофид, который питается куколками вредителя.
Эулофид с виду очень похож на обычного крылатого муравья и откладывает яйца в куколку. Эти энтомафаги (насекомые – «пожиратели насекомых») живут только один сезон и почти не покушаются на другие виды.

Насколько «почти» покажет эксперимент. Его провели на одной из опушек леса Можайского района, выпустив на волю 30 тысяч таких насекомых. Через 20 дней ученые вернутся и проверят, всех ли вредоносных монашенок уничтожил энтомофаг. Если эксперимент признают удачным, его распространят во всех зараженных лесах Московской области.

Юлия Сергеева, заведующий лабораторией биологических методов защиты леса Всероссийского НИИ лесоводства и механизации лесного хозяйства города Пушкин рассказала: «Она [самка китайского эулофида] откладывает яйца в куколку шелкопряда и из куколки через сутки начинают выходить личинки. В такой куколке будет развиваться около 400 таких маленьких насекомых, они выйдут через 23 дня и будут дальше заражать вредителей».

Куда самки китайского эулофида начнут откладывать яйца, когда закончатся куколки шелкопряда, Сергеева не уточнила. Как и то, уверена ли она, что эти однолетки не переживут русскую зиму: в среднем Китае тоже морозы случаются.

Беда с жуком-короедом (жук-типограф) так и не привела к разработке общей стратегии, программы решения проблемы, включающей как организационные, так и законодательные аспекты.

Видимо власти приняли версию, согласно которой к массовому распространению вредителей привела аномальная жара 2010 года. Появилось огромное количество ослабленных, безжизненных деревьев, которые и являются главной пищей короедов. Жуки также расплодились на поваленных деревьях, которые не были своевременно разобраны, после чего насекомые перешли на здоровые насаждения.

Между тем, осенью 2010 года атаке короедов-типографов подверглось каждое десятое дерево подмосковных лесов. По данным областного правительства, жуком поражено 43 тысяч гектаров леса. Пессимистичные прогнозы комитета лесного хозяйства Московской области говорят о 70 тысячах гектаров, Гринпис – о 100 тысячах. В июле 2012 года короед-типограф атаковал резиденции Владимира Путина и Дмитрия Медведева, в зоне поражения оказались западные и северные районы Подмосковья, где располагаются резиденции политиков и бизнесменов.

Ситуация осложняется тем, что поеденные жуком деревья не вывозят на утилизацию, а оставляют на месте вырубки. При этом защитникам леса нельзя самим вырубать погибшие деревья, – это считается нарушением закона и уничтожением федеральной собственности. Хотя это как раз понятно: наши политики и бизнесмены знают методики вывода лесов из госсобственности и закономерно подозревают в недобросовестности всех остальных, до Гринписа включительно.

И вот сейчас ставка делается на насекомое, пожирающее другое насекомое. Не придется ли потом завозить третье насекомое, которое будет уничтожать уничтожителя – большой вопрос. В общем, как в старом научно-фантастическом рассказе, кажется, Гарри Гаррисона, дошло до птицы, от которой уже люди бегали.

Альберт Акопян

_

Количество показов: