Парки «осовременят». Их немного вырубят

На днях мэр Москвы Сергей Собянин высказал неудовольствие финансовой отдачей столичных парков. «Почему собственные доходы парка «Сокольники», куда ежегодно приходит до 8 млн. посетителей, составляют лишь 80 млн. руб., - спросил мэр. – Получается по 10 руб. с посетителя. Либо там воруют, либо бесхозное отношение к территории».

Посетив ЦПКиО им.Горького, «Сокольники» и национальный парк «Лосиный остров», Собянин заявил: «Столичные парки сложно назвать «гордостью Москвы». Парки не отвечают запросам туристов и гостей столицы». Градоначальник призвал к новому подходу: «Если подойти с умом, то парк может стать жемчужиной Москвы, создаст другой уровень комфортности, иное ощущение городской среды».

Неизвестно, на какие расчеты опирался Собянин, утверждая, зеленые зоны занимают «треть» территории города и что «по показателям в пересчете на душу населения масштабы «озеленения» российской столицы даже превышают Лондон, Париж и Нью-Йорк». Возможно, на годичной давности заявление директора НИ и ПИ Генплана Сергея Ткаченко о том, что Москва является «самым зеленым мегаполисом в мире», а «в Генплане леса занимают 2/3 территории города». Невероятная перспектива. Если конечно, к природным территориям не будут причислены цветочные горшки на балконах.

Еще три-четыре года назад пределом мечтаний столичных властей было увеличение площади природных зон до 1/4 территории Москвы. По словам тогдашнего первого заместителя руководителя департамента природопользования и охраны окружающей среды Москвы Натальи Бринза, до 2020 года в столице появятся 254 новые особо охраняемые природные территории, в результате чего их общая площадь увеличится с 17,4 тыс. до 24,8 тыс. га (с 16 до 23% территории города).

Возможно, мэр посчитал придорожные полосы и дворы, с которыми, по данным Москомархитектуры на 2007 год, «озелененные» территории действительно составляет 34,3 тыс. га, 32% или чуть менее 1/3 территории города. (Каким образом г-н Ткаченко предполагает увеличить эту цифру более чем вдвое, известно, наверное, только ему самому).

Нельзя сказать, что до Собянина столичные чиновники не стремились придать паркам и особо охраняемым природным территориям (ООПТ) «другой уровень комфортности». Еще как стремились. «Наиболее ценные природные территории в скором времени будут полностью защищены. Дело даже не в том, что защитники природы устраивают демонстрации, город сам понимает, что ему это необходимо», - уверял Ткаченко.

Только в этом году в Москве было создано около десятка новых ООПТ. На очереди превращение в ООПТ таких неведомых чащ, как «Природный заказник «Выхинский»» или «Берег реки Москвы в Капотне».

С чем связана такая активность? Очевидно, не с заботой об экологии Москвы. 8 ноября на заседании бюджетно-финансовой комиссии Мосгордумы обсуждались результаты проверки Контрольно-счетной палатой Москвы законности и эффективности использования средств, направленных в 2009-2010 годах на компенсационное озеленение столицы. Выводы ужасны. В 2009 году в столице было вырублено 93 тысячи деревьев, а посажено – около 3,2 тысяч. Всего количество зеленых насаждений уменьшилось за год деревьев - на 86 830 и кустарников - на 43 941. А с учетом санитарных рубок - на 135 282 дерева и 125 440 кустарников.

Суета вокруг ООПТ это всего лишь элемент примитивной двухходовки в чиновничьей игре. Ход первый: создание ООПТ на месте парка, сквера, заросшего пустыря и т.п. – территория автоматически выводится из-под юрисдикции муниципалитета.

А ходом вторым стали поправки в московский закон об ООПТ, которые были приняты Мосгордумой в феврале этого года. И которые позволяют на месте плоскостных спортивных полей и площадок строить капитальные сооружения «в физкультурно-оздоровительных, спортивных, эколого-просветительских и рекреационных целях».

Теперь в ООПТ можно строить практически все. Достаточно назвать холмик «оборудованным горнолыжным спуском» и рядом с ним можно строить сопутствующую инфраструктуру: кафе, рестораны или, например, спортивную школу. А при спортивной школе – гостиничные коттеджи – фактически постоянное жилье владельцев «гостиницы». Это одна из задумок для Битцевского парка. Другая задумка для того же парка – филиал палеонтологического музея. Пара комнат с пластиковыми динозавриками – а что понастроят вокруг, авторы задумки держат при себе.

Лыжные трассы и спуски в парках нужны. Нужны кафе, аттракционы и многое другое. Остается только один вопрос: что будет с деревьями, кустарниками, почвой, животными – всем тем, что называется «особо охраняемой природной территорией»? На этот вопрос мэр Собянин не ответил. Он просто благословил уничтожение природных территорий, подготовленное двухходовкой его предшественника.

Альберт Акопян

Количество показов: