На инвестфоруме «Россия зовет!» председатель правительства РФ Владимир Путин пообещал: «Мы и дальше будем поддерживать спрос на жилье, а чтобы не допустить всплеска цен и появления пузырей на этом рынке, одновременно будем формировать адекватные предложения».
Проблема в том, что, по словам самого премьер-министра, объем выданных только за девять месяцев 2010 года жилищных кредитов вырос более чем в два раза по сравнению со всем 2009 годом – с 82 млрд. до 192 млрд. рублей. В то же время, о росте предложения было сказано в будущем времени: «в наших планах к 2016 году увеличить объемы жилищного строительства с нынешних 55-60 до 100 млн. кв.м в год».
Интересно, что еще недавно годом выхода на планку в 100 млн. кв. м в год назывался 2014 год, а в разбросе «нынешних 55-60 млн. кв.м в год» можно усмотреть признание прогноза, согласно которому в этом году не удастся сдать даже официальные прошлогодние 59,8 млн. кв.м.
Эти противоречия заставляют усомниться в том, что правительству удастся не допустить всплеска цен и появления пузырей уже в следующем году.
Остаются вопросы по тем мерам, которые премьер-министр назвал в качестве основных для формирования предложения, адекватного спросу: «предоставлять под массовую застройку новые земельные участки, снимать административные барьеры для стройиндустрии, развивать проекты строительства жилья эконом-класса».
Единственное надежное средство снятия административных барьеров – это распределение участков под застройку с аукционов. Где побеждает тот застройщик, который платит за участок наибольшую цену. Цену, которую он, застройщик, затем закладывает в цену квадратного метра. Системы льгот застройщикам, которые обяжутся строить жилье эконом-класса, нет, и вряд ли возможно создать некоррупционную систему таких льгот.
Более того, ни кто иной, как премьер-министр, понимает «доступное жилье», как жилье «на любой вкус и кошелек», о чем он заявил в середине сентября, рассказывая о разработке правительством новой федеральной программы «Жилище» на 2011-2015 годы.
Не лучше ситуация и с предоставлением новых земельных участков под массовую застройку. Регионы в этом не заинтересованы. Как объяснил в мае этого года в эфире радиостанции «Эхо Москвы» депутат Мосгордумы Михаил Москвин-Тарханов: «инвестор говорит: вы обязаны обеспечить до моего участка все присоединение ко всем коммуникациям. Мы даем инвестору квартал строить, обеспечиваем коммуникации, строим школы, строим больницы, строим то, строим се, считаем. Мы затратили 32 миллиарда, а получили от инвестора 14. Какого хрена мы его дотировали 18-тью миллиардами? Вот поэтому инвестора хотелось бы вообще прогнать нафиг».
Уважаемый депутат несколько слукавил, говоря о строительстве «школ, больниц, того и сего» за счет бюджета: обычно это строительство содержится в инвестконтракте с застройщиком в качестве обременения, но в целом ситуация понятна.
Правительство попыталось найти выход, создав фонд содействия развитию жилищного строительства (РЖС). Однако фонд унаследовал те же проблемы: участки, которые консолидирует РЖС, распределяются через аукционы и цена, например, уплаченная победителем в Одинцовском районе, вряд ли позволит ему строить там жилье эконом-класса.
Ну а федеральными ведомствами, «неэффективно использующими» принадлежащие им участки, как на подбор оказались научные учреждения, занимающиеся селекционной деятельностью, исключительно важной для России, в которой в последнее десятилетие только сельское хозяйство показало безусловные успехи.
250 га земель, ранее принадлежавших Московскому НИИ сельского хозяйства (опытные поля НИИСХ зерновых и бобовых культур), отведены под центр инновационных технологий в Сколково. В Сочи коммуникации к олимпийским объектам прошли по бывшим коллекционным плантациям Всероссийского НИИ цветоводства и субтропических культур. Под строительство малоэтажного жилья фонд РЖС получил земельные участки Свердловской селекционной станции садоводства общей площадью 145 га. Передан под жилищную застройку участок в 19 га, занятый коллекцией кормовых культур Павловской станции растениеводства под Санкт-Петербургом. По другому участку площадью 72 га, занятому коллекцией декоративных и плодовых растений, продолжается судебное разбирательство.
При этом, по словам по словам премьер-министра, строительная отрасль получит мощный стимул и благодаря развертыванию масштабного дорожного строительства: «Для этого с 2011 года создаются специальные дорожные фонды, которые будут пополняться за счет акцизов на бензин и дизельное топливо». На бензин, который и сегодня у нас дороже, чем в США.
Альберт Акопян
Количество показов: