Как стало известно "Ъ", запланированный на 24 ноября столичным метрополитеном конкурс на поставку 768 новых вагонов за 133 млрд руб. может сорваться. УВЗ, Bombardier и СП испанской CAF и группы "Синара" пожаловались в УФАС на жесткие условия конкурса. По их мнению, заявленным требованиям может соответствовать только подконтрольный "Трансмашхолдингу" "Метровагонмаш", который пока остается единственным в России поставщиком вагонов для метро.

"УВЗ-Сервис", ООО "Бомбардье Транспортейшн" и ООО "Городские транспортные решения" (ГТР, СП испанской CAF и группы "Синара" Дмитрия Пумпянского) подали жалобу в московское УФАС на ГУП "Московский метрополитен" (копия есть у "Ъ"). По мнению заявителей, предъявляемые ГУПом требования в конкурсе на поставку 768 новых вагонов рассчитаны только "на одного определенного участника" — ОАО "Метровагонмаш" "Трансмашхолдинга" (ТМХ). На момент проведения конкурса участники должны иметь опыт производства вагонов метро в России и обладать собственным конструкторским бюро, а при его отсутствии снизить стоимость своих услуг на 10,98 млрд руб. Кроме того, одним из критериев является локализация производства в РФ вагонов и компонентов к ним, а также получение в 2011-2013 годы чистой прибыли по 1 млрд руб. ежегодно.

В жалобе подчеркивается, что претенденты поставлены в неравные условия с "Метровагонмашем", у которого есть действующее производство. Не устраивает их и стартовая цена контракта: заявленных 64,5 млн руб. за вагон якобы недостаточно для выпуска технологически нового подвижного состава. По такой же цене был проведен конкурс в феврале 2014 года на поставку 832 вагонов (победил "Метровагонмаш"), но предъявленные к ним требования были не столь высокими, отмечается в жалобе.

Конкурс на поставку 768 вагонов и их обслуживание в течение 30 лет объявлен 17 октября. Общая сумма контракта — 133 млрд руб. Заявки принимаются до 24 ноября, итоги планируется подвести 8 декабря. Первые партии вагонов заказчик должен получить в 2017 году. Столичные власти уверяли, что это будет первый в РФ международный конкурс по закупке вагонов для метро (сейчас их поставляет только "Метровагонмаш"), всего ГУП без учета первого конкурса закупит до 2020 года 1,5 тыс. вагонов.

В департаменте транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Москвы, ГУП "Московский метрополитен" и УФАСе вчера на запрос не ответили. По данным "Ъ", служба получила жалобу еще 14 ноября. Источник "Ъ", близкий к ГУПу, назвал претензии производителей "не имеющими никакого обоснования". В УВЗ, ГТР и Bombardier подтвердили факт направления жалобы, отметив, что условия конкурса не позволяют им принять участие в нем. В УВЗ говорят, что вместе с Bombardier уже потратили на разработку опытного образца вагона метро €30 млн. Вагон, соответствующий текущим требованиям конкурса, будет стоить на 20% дороже заявленной цены, добавили в УВЗ. В ГТР также говорят о несоответствии предъявляемых требований цене контракта. В Bombardier отметили, что в рамках таких конкурсов "принято давать более длительные сроки" на подготовку заявки, и подчеркнули "ограниченные возможности" ГУПа выбрать альтернативного "Метровагонмашу" поставщика.

Авторы жалобы ничего не пишут о причинах, по которым условия конкурса "заточены" под ТМХ. Неофициально все они по традиции говорят о близости холдинга к главе департамента транспорта Москвы Максиму Ликсутову. Он действительно был совладельцем ТМХ, но, по официальной версии, продал долю партнерам. Аналогичный скандал с участием ТМХ произошел в 2012 году, когда Москва проводила тендер на поставку 120 низкопольных трамваев на 9 млрд руб. Тогда конкурс также пытались остановить УВЗ и "Синара", пожаловавшись в ФАС на то, что условия рассчитаны только на партнеров Alstom и ТМХ. В итоге тендер отменили по формальным техническим причинам, а победителем нового конкурса стал УВЗ.

Глава агентства "Infoline-Аналитика" Михаил Бурмистров считает, что позиция обратившихся в УФАС производителей "достаточно шаткая": стоимость вагонов и прочие условия, предъявляемые к поставщикам, определяет заказчик и изменить их через суд сложно. "Оспорить можно, в первую очередь, именно техническое задание на вагоны",— отмечает эксперт. Но, по его мнению, бороться за масштабный заказ смысл есть — можно затянуть сроки проведения конкурса и неформально добиться внесения изменений в его условия.

Авторы: Юлия Галлямова, Егор Попов
Источник: Коммерсантъ

Источник: Коммерсантъ

Количество показов: