В условиях падения грузоперевозок Минтранс предложил фактически заморозить количество грузовых вагонов в РФ. Проект приказа ведомства предлагает разрешить покупку новых вагонов только при списании старых или приобретение более дорогих инновационных. Идею поддержали крупные железнодорожные операторы, против выступили грузовладельцы и производители. Вагоностроители опасаются, что это приведет к остановке заводов.

Предлагаемый Минтрансом проект поправок к приказу 2005 года о "пономерном учете" вагонов должен ужесточить процедуру присвоения номеров новым вагонам. Номера будут выдавать собственникам в обмен на списание старого парка или при покупке инновационных вагонов (полувагонов с улучшенными характеристиками). Без номера вагон не может курсировать, поэтому фактически речь идет о контроле поступления на рынок новых составов. Вчера в Минтрансе отказались от комментариев, но источник "Ъ", близкий к министерству, отметил, что речь идет о временном моратории. В проекте сроки действия не обозначены.

Грузовой парк в России — 1,2 млн вагонов, из них около 500 тыс.— полувагоны. Но в январе--августе погрузка на железных дорогах снизилась на 1,4%, до 808,4 млн тонн, доходность от сдачи вагонов в аренду также упала. Еще осенью 2013 года в ОАО РЖД говорили, что около 300 тыс. вагонов — лишние и подлежат списанию. Вагоностроители при этом давно лоббируют переход от закупки обычных вагонов к более дорогим инновационным.

Впервые с инициативой моратория на предоставление номеров новым вагонам вышло в апреле НП "Совет операторов железнодорожного транспорта" (СОЖТ, объединяет крупных операторов). Тогда операторы обратились к вице-премьеру Аркадию Дворковичу, предложив так решить проблему с избытком вагонов. Сейчас проект Минтранса поддерживают крупнейшие собственники вагонов в лице Первой грузовой компании (ПГК) и Федеральной грузовой компании (ФГК), и СОЖТ (это следует из сентябрьских писем компаний в СОЖТ и самого НП Минтрансу, копии есть у "Ъ"). ПГК считает, что ограничение должно быть и на покупку инновагонов.

Против и вагоностроители: в начале сентября глава набсовета НП "Объединение вагоностроителей" (ОВС, включает крупные заводы), гендиректор Уралвагонзавода (УВЗ) Олег Сиенко обратился к господину Дворковичу с просьбой отправить проект Минтранса на доработку. В его письме говорится, что проект выгоден операторам старого парка, а "владельцы новых вагонов, которым нечего списывать, не смогут наращивать парк". По мнению источника "Ъ" среди производителей, приказ приведет к остановке большинства заводов: инновагоны выпускают только Тихвинский вагоностроительный завод Александра Несиса и УВЗ. Возражают и грузоотправители: угольная СУЭК в письме СОЖТ говорила о нарушении конкуренции и грозила кризисом в вагоностроении. Глава агентства "Infoline-аналитика" Михаил Бурмистров считает, что грузовладельцы опасаются, что при ограничениях арендные ставки могут вырасти.

По мнению господина Бурмистрова, у крупных операторов, входящих в СОЖТ, нет потребности в пополнении парка, они озабочены тем, как задействовать имеющиеся вагоны, и заинтересованы в том, чтобы ограничить доступ на рынок другим игрокам. Кроме того, говорит он, усложнение выдачи номеров позволит собственникам наиболее старого парка, в том числе ПГК и ФГК, при списании продавать номера другим. Руководитель информационно-аналитической комиссии НП ОВС Станислав Золотарев считает, что и вагоностроители должны иметь квоту на получение номеров — в зависимости от объемов производства. По его мнению, меры Минтранса приведут к искусственному наполнению рынка полувагонами, объем которых уже излишен.

Источник "Ъ" говорит, что проект Минтранса будет обсужден с ведомствами на заседании у Аркадия Дворковича. Вчера в Минпромторге заявили, что формируют позицию, в Минэкономики проект не получали, прочие ведомства на запрос "Ъ" не ответили. Представитель вице-премьера отказалась от комментариев.

Автор: Юлия Галлямова
Источник: Коммерсантъ

Источник: Коммерсантъ

Количество показов: