Москва и область пока не объединены де-факто, но де-юре это уже давно один большой регион. И он сегодня по праву занимает лидирующие позиции по уровню экономического и социального развития среди субъектов Российской Федерации. О том, какие перемены ждут рынок логистических услуг Московского региона в ближайшие годы, рассказывает руководитель Группы компаний «Бизнес Сити» Роман Давидович Селин:
 
— Перспективы у Московского региона довольно хорошие. Москва всегда считалась финансовым и экономическим центром, а также крупнейшим рынком сбыта. По оценкам аналитиков, через него проходит более тридцати процентов грузовых потоков всей страны.
— Но в Советском Союзе рынка коммерческой недвижимости не существовало.
— Это так. Но все равно все замыкалось на столице. А после того как в России начала развиваться рыночная экономика, то сразу же вокруг столицы появились просто анклавы торговли. Так что хотя это направление бизнеса и довольно молодое, оно активно развивается. Порой даже очень активно. В Московской области ежегодно строятся и сдаются в эксплуатацию десятки складских помещений. И это не просто какие-то ангары, а склады, которые отвечают всем мировым требованиям. Если мы посмотрим на карту, то увидим, что практически вдоль всех основных магистралей области как грибы растут красивые яркие складские комплексы впечатляющих размеров.
 
— Тем не менее, как я слышал, складских площадей все же катастрофически не хватает.
— Конечно не катастрофически, но действительно не хватает. Почему так происходит? Да потому, что спрос на аренду складов, особенно тех, которые отвечают всем техническим стандартам, стабильно растет. Не успевают строить. Такая тенденция наблюдалась даже в условиях кризиса.
 
— Наверное, бизнесмены генетически настроены на Москву. Как когда-то все пути вели в Рим.
— К сожалению, такова пока структура этого рынка. И хотел бы кто-то миновать столицу — но не получается. Мне один приятель как-то рассказывал, что он летал в командировку в Сибирь. Нужно было посетить несколько городов, которые находились далеко друг от друга. Так вот, ему из одного города в другой приходилось летать через Москву. Потому что там не было местных авиалиний. А добираться на «перекладных» из Тюмени до Новосибирска выходило дольше и дороже. Парадокс? Но, к сожалению, так устроена наша система. Именно Москва является главным центром Российской Федерации в торговле как между западом и востоком, так между севером и югом страны. К тому же практически все виды транспорта, которые обеспечивают выход в международную транспортную сеть, идут через Москву.
 
— Одним словом, все сосредоточено в столице?
 
— Я бы не сказал, что все, но большая часть. Научно-производственный и образовательный комплекс обеспечивает не только значительный вклад в экономику столицы и области, здесь готовятся и наиболее квалифицированные кадры. Здесь наиболее высокий уровень инновационной активности организаций. В Московском регионе находится 5 аэропортов, 3 речных порта, 11 железнодорожных направлений и 13 автомагистралей. Этот регион является лидером и в промышленности. В нем действует много крупных промышленных предприятий.
 
— Да и живут здесь люди лучше, чем в России. Их доход выше, поэтому и спрос на товары выше.
 
— Да. Уровень жизни населения в Московском регионе действительно один из самых высоких в России. Это и привлекает сюда квалифицированные кадры, как из других субъектов РФ, так и из стран ближнего и дальнего зарубежья. Здесь многие из них могут раскрыть свой творческий потенциал и неплохо заработать.
— Потому и стремятся очень многие в Подмосковье. И не только люди, но и компании. Все же этот регион привлекателен и для инвесторов.
— Безусловно. И хотя цена на аренду офисных и складских помещений растет ежегодно, но спрос на них остается высоким. И надо отдать должное девелоперам: они стараются строить как можно больше новых логистических центров. А то, что они не всегда успевают за спросом, это не их вина. Чехарда со сменой губернаторов вносит порой существенный хаос в производственный процесс. Да и увеличивающаяся стоимость земли тоже не играет на руку застройщикам. Взять хотя бы расширение Москвы. Когда это было Подмосковье, здесь были одни цены, а как стала земля столичной, то собственники ее тут же увеличили цену на участки.
 
— Скажите, логистические центры — это частные предприятия?
— В основном да. Большинство логистических центров принадлежат частным фирмам. Многие акционерные общества открытого и закрытого типа являются участниками внешней торговли. И иметь свои офис или склад для них удобнее. Поэтому им дешевле построить свой, чем все время его арендовать.
Но в Москве также очень много более мелких компаний, которые уже арендуют площади. Им просто не по силам самим построить, к примеру, большой склад, который бы еще и отвечал всем технологическим требованиям.
 
— Значит, в инвесторах недостатка нет…
— Безусловно. И как показывают исследования, в строительство высококачественных складов в настоящее время инвестируются большие средства. Думаю, что в ближайшие годы проблема нехватки помещений коммерческой недвижимости будет решена. И иностранные компании тоже заинтересованы инвестировать свои средства в складские проекты. Так что создание сети логистических центров национального и международного значения, основанных на государственно-частном партнерстве, уже становится составной частью развития Московского региона.
 
— Скажите, а почему в России этот рынок не так развит?
— К сожалению, действительно, рынок логистических услуг в РФ развит не так сильно. Можно сказать, что он пока находится на начальном уровне развития. Кроме того, он в большинстве случаев непрозрачен. А так как нет данных, то отсутствует и достоверная статистическая информация об объемах рынка в России, структуре услуг и его доходах. На территории России в настоящее время нет пока ни одной компании, обладающей необходимым количеством складов и логистической инфраструктурой. Они пока не могут предоставлять весь спектр логистических услуг по всей России. Но если мы посмотрим на такие города, как Санкт-Петербург и Екатеринбург, то обнаружится, что они тоже, как и Московский конгломерат, развиваются довольно бурно. Я думаю, что эти три региона, несомненно, будут играть главную роль в логистике России в ближайшее время.
 
— Но все ли так хорошо? Какие проблемы, на ваш взгляд, имеются на рынке логистических услуг Подмосковья?
— Безусловно, и здесь не все гладко. Транспортно-складская инфраструктура Московского региона характеризуется неравномерностью своего развития. Более половины всех грузоперевозок, осуществляемых по территории области, сосредоточены в пределах Малого московского кольца. В результате такого перекоса в регионе до предела обострились проблемы диспропорций грузовых и пассажирских потоков, а на отдельных участках федеральных дорог и МКАД возникли перегрузки. Думаю, что ситуация осложнится еще больше, когда запретят ездить по Кольцевой автодороге большегрузным машинам.
 
— Но наверняка власти будут не только запрещать, но и как-то способствовать развитию транспортно-логистической системы московского региона.
— Да. Для Московской области разработана стратегия социально-экономического развития до 2020 года, где рассматриваются самые различные сценарии. К примеру, документ предусматривает строительство 20 крупнейших терминалов общей площадью около 4,5 млн квадратных метров. Все они будут возведены в пределах 30–50 километров от МКАД. Данный проект направлен на дальнейшее привлечение инвестиций в данный регион.
 
— Одним словом, как бы в России ни стремились развивать рынок логистических услуг, но перспективы у Москвы все же лучше?
— Безусловно. Немалую роль здесь играет географическое положение Московского региона. И это предоставляет уникальные возможности для развития транзитных перевозок с использованием международных транспортных коридоров. Плюс то обстоятельство, что московский регион на сегодняшний день представляет собой уникальный транспортный узел, в котором взаимодействуют все виды транспорта. Это сеть железных дорог, международные аэропорты, автомобильные дороги и разветвленная сеть внутренних водных путей.

Количество показов: